- Справочник | Лесоматериалы | Деревянное строительство
- Вы здесь
- Махагони (красное дерево)
- Африканский махагони (Khaya ivorensis)
- Ботаническое описание
- Древесина
- Технические характеристики
- Применение
- Интересные факты
- Махагон
- 10 разных махагони: исследуем акустические свойства древесины, часть 1
- ▍Африканское белое дерево вава, абачи или обече
- ▍Меранти, филиппинский махагони
- ▍ Хайя или кайя, африканский махагони
- ▍Макоре, или вишнёвое махагони, африканская вишня, баку, абаку и дука
- ▍Кото, или птеригота африканская, авари, вари, кефе.
- ▍Цедер, cedar, цедрела душистая, испанский кедр
- ▍Корина, жёлтый махагони, королевский махагони, офрам, лимба, терминалия великолепная
- ▍Анегри, осан, мукангу, «нигерийская береза» или «дерево солнца»
- ▍Биболо, aфриканский орех, ловоа, дибету, tiger wood.
- ▍Сапеле
- ▍Ольховая махагонность
- ▍Выводы и перспективы
Справочник | Лесоматериалы | Деревянное строительство
Вы здесь
Махагони (красное дерево)
Махагони называют в международной торговле ряд древесных пород, имеющих древесину красного цвета с различными оттенками. Наибольшей известностью пользуется Swietenia macrophylla или махагони, широколиственное красное дерево произрастающее в Центральной Америке. Вид назван в честь нидерландского врача Герарда ван Свитена (1700-1772). Специфический эпитет в переводе с латыни означает «большой лист», семейство красных деревьев Meliaceae. Другие названия: Подлинное красное дерево, Американское красное дерево, настоящее красное дерево, caoba (исп.), acajou (фр.), Гондурасское красное дерево.
Широко используются под именем махагони или «красное дерево» африканские породы: кайа, сапеле, сипо, косило, ироко и др.
Махагони, называемое, как правило, Гондурасским красным деревом (поскольку впервые было отправлено в Англию из этой колонии в конце 17-го века), этот вид распространен от Южной Мексики до Бразилии.
Превышая в высоту 50м и в диаметре 2м, махагони является одной из самых впечатляющих пород тропических лесов Центральной и Южной Америки. Несмотря на свои большие размеры, популяция деревьев стремится к снижению. Участки леса, насчитывающие только 3 — 4 взрослых дерева на акр, представляют собой изобильные, промышленно ценные места произрастания этого вида.
Махагони — ядровая рассеянно-сосудистая лиственная порода с узкой белой заболонью. Ядро буровато- или коричневато-красное, с окраской разной интенсивности. На поперечном разрезе заметны светлые границы годичных слоёв. Сердцевинные лучи узкие, слабо заметные, на тангенциальном разрезе расположены горизонтальными рядами или ярусами. Сосуды довольно крупные, собраны в небольшие радиальные группы по 2 —3 вместе. По физико-механическим свойствам древесина махагони близка к древесине каштана съедобного.
Являясь популярной древесиной, махагони часто используется в качестве сравнительного стандарта при описании других пород. В реальности, эта древесина очень разнообразна. Цвет ее может меняться от светлого серовато-рыжего до красного цвета, так называемого «махагони». Также, учитывая колебания средних коэффициентов плотности от 0,39 до 0,56 (отношение массы высушенной древесины к объему свежеспиленной древесины), соответствующих колебаниям плотности воздушно-сухой древесины от 464 кг/м3 до 688 кг/м3, можно встретить древесину красного дерева такую же мягкую как тюльпанное дерево, либо более прочную, чем большинство красных дубов.
По причине такого разнообразия, множество похожих пород продается на рынке под видом махагони. Хоть это и не является абсолютно надежным критерием, но настоящий махагони обычно распознается по его известным лучам. На ровных распиленных поверхностях короткие темные блики лучей образуют волнистые горизонтальные полосы вдоль доски. Учитывая значительную разбежку в показателях плотности, можно говорить и о серьезных различиях в свойствах прочности. При самых низких показателях, махагони едва подходит для использования при производстве некоторых мебельных изделий. Древесина не особенно эластична, но имеет хороший показатель соотношения прочности и веса.
Применение древесины махагони: Высококачественная мебель, стеновые панели, отделка интерьеров, кают судов, токарные изделия, макеты, шпон, кораблестроение, изготовление музыкальных инструментов.
Махагони имеет замечательные показатели долговечности. Древесина превосходно устойчива к эрозии и активно используется в кораблестроении.
Красное дерево относится к самым роскошным породам дерева, используемым в мире в производстве высококачественной мебели. Рабочие характеристики породы считаются превосходными практически для всех деревообрабатывающих процессов, включая распиливание, формование, токарную обработку и шлифовку. Поскольку текстура дерева несколько шероховата, для получения гладкой блестящей полировки может быть необходимым осуществить шпатлевание. Фактически, красное дерево приспособлено ко всем видам доводки и полировки.
На сегодняшний день этот вид свободно доступен и позиционируется в умеренной ценовой категории. К сожалению, при существующем спросе на эту породу, подобная ситуация не сможет сохраняться длительное время. Первоначальные попытки выращивания этого вида на плантациях нельзя назвать успешными, поскольку, в условиях плотной посадки, деревья подвергаются порче от насекомых-вредителей. Возможно, успешными окажутся попытки культивировать эту породу вдали от естественной среды произрастания и, соответственно, вдали от вредителей этих деревьев. В худшем случае, можно ожидать резкое снижение предложения древесины в течение 21-го века, которое может продлиться несколько десятилетий. Это приведет к тому, что вид не будет использоваться в таком объеме как сейчас в обычном строительстве и сохранится только для производства наиболее ценных изделий.
МАХАГОНИ ФИДЖИ (MAHOGANY FIJI)
Махагони Фиджи считается на сегодняшний день уникальным ресурсом. Все плантации этого вида принадлежат на Фиджи местным племенам, которые активно занимаются уходом за лесами, рубкой деревьев и производством пиломатериалов. Правительство провозгласило леса национальным богатством и обязало себя следить за тем, чтобы плантации использовались во благо всего населения Фиджи.
Ни одно бревно не может быть продано за рубеж — вся первичная обработка должна осуществляться на Фиджи, и в ближайшем будущем, SFI планирует развивать программы обработки древесины для создания большей добавленной стоимости с целью достижения совместной выгоды, как покупателей, так и народа Фиджи.
Первые деревья впервые были посажены британцами сразу после второй мировой войны. Семена настоящего широколиственного красного дерева были привезены из Белиза. Под плантациями занято более 40,000 гектаров земли, и практически половина растений — это зрелые деревья.
Первые небольшие вырубки были сплошными, с целью засадить все заново и определить скорость роста. Однако, скоро стало очевидным, что необходимо было проводить выборочную вырубку. Выборочная вырубка не только предоставляла возможность получать более качественный выход готовой продукции, но также это положительно отражалось на лесонасаждениях. Лесничие обнаружили, что лес восстанавливался быстрее, чем кто-либо мог это предположить.
Идеальный цикл вырубки до сих пор еще не определен, тем не менее, считается, что он должен составлять не менее 10 лет. Для того чтобы уменьшить повреждения леса при осуществлении вырубки, SFI прокладывает сеть постоянных гравийных дорог.
Для доставки брёвен в центры сбора прокладываются небольшие ответвления дорог, которые возможно и не будут использованы при следующей вырубке, поэтому им не препятствуют зарастать. Эти небольшие дороги не покрывают гравием, и они быстро зарастают порослью махагони. Такую дорогу практически невозможно обнаружить уже через один-два месяца после вырубки.
Лесозаготовке подлежат деревья соответствующего размера и качества. Это помогает производить пиломатериалы, соответствующие требованиям покупателей. Это также позволяет иметь в лесу как минимум два поколения подроста (в некоторых случаях три), гарантирующих циклическую вырубку зрелых деревьев в постоянно жизнеспособном лесу.
В 1998 году была организована государственная компания Fiji Hardwood Corporation (FHC), который было предоставлено право эксплуатации плантаций махагони на благо Фиджи. FHC обладает правами концессии на арендованные правительством у племен земли.
Африканский махагони (Khaya ivorensis)
В западной Африке в тропических лесах встречается редкое дерево с торговыми названиями: разветвление Африканского махагони, разветвление Кхайи. Считается, что оно является действующим заменителем Гондурасского красного дерева, не уступая ему в качестве и выигрывая в стоимости.
Другие распространенные названия — красное дерево Голд-Кост, красное дерево побережья Кот-д’Ивуара, нигерийское красное дерево.
Экзотическое растение растет в тропических влажных лесах, поднимаясь не выше 800 м над уровнем моря − Анголе, Камеруне, Кот-д’Ивуаре, Габоне, Гане, Либерии и Нигерии.
Значительный процент древесины, продаваемой в Европе как «красное дерево», фактически получается от этого вида.
Ботаническое описание
Вечнозеленое дерево с массивной корой имеет высоту до 40 м, размер ствола 1-1.5 м. Коричневая и шероховатая кора отслаивается чешуйками. Продолговатые листья располагаются в конце ветвей. Цветы однополые.
Во влажном вечнозеленом лесу Khaya ivorensis цветет и плодоносит в течение всего года. Размножается африканский махагони семенами. Рассеяние семян происходит ветром, но большинство падает близко к родительскому дереву.
Дерево прекрасно обогащает почву, поэтому его часто высаживают для улучшения ее состава.
Древесина
Цвет варьируется от очень бледно-розового до более красновато-коричневого, иногда с полосками от среднего до темно-красновато-коричневого. Древесина махагони имеет свилеватые волокна. Сердцевинные лучи узкие и на тангенциальном разрезе располагаются горизонтально. В основном прямослойная древесина.
Технические характеристики
плотность 640 кг / м3;
удельный вес 52, .64;
твердость 4 760 N;
модуль разрыва 91,0 Мпа;
модуль упругости 10,60 Гпа;
прочность на раздавливание 49,0 Мпа;
усадка: радиальная: 4,2%, тангенциальная: 5,7%, объемная: 10,0%, отношение T / R: 1,4
Материал хорошо протравливается любыми красителями, отлично держит крепежные элементы. Африканское красное дерево довольно быстро высыхает, как правило, с небольшим разложением.
Хорошо поддается обработке, могут возникнуть трудности с пропиткой. С деревом легко работать с обычными инструментами. Наблюдается склонность к шероховатости, поэтому инструменты должны быть идеально. острыми; Необходимо соблюдать осторожность при строгании из-за сцепленного зерна, что может послужить причиной разрывов.
Этот вид древесины не указан в Приложениях СИТЕС, но включен в Красный список МСОП. Он зарегистрирован как уязвимый из-за сокращения более чем на 20% за последние годы.
Применение
Ценная древесина подходит для изготовления мебели, лестниц, панелей, для отделки помещений, напольного покрытия. Применяется также в производстве лодок.
Шпон имеет различные конфигурации и применяется в выпуске музыкальных инструментов. Изделия отличаются благородством, красотой и сохраняют стабильность форм.
Интересные факты
Кот-д’Ивуар долгое время был главным экспортером древесины Хая: уже в 1925 году он экспортировал около 10 000 м³ в год, а в 1965-1974 годах − более 1,5 млн. м³.
В 2003 году Гана экспортировала 11 000 м³ пиломатериала древесины Хая, по средней цене 714 долл. США / м³, 14 000 м³ − в 2004 году, по средней цене 527 долл. США / м³ и 17 000 м³ − в 2005 году по средней цене в США 755 долларов США / м³. таким образом наблюдается стойкая тенденция к увеличению спроса на древесину африканского махагони.
Махагон
Ботаническое название: Khaya, spp. Другие развания: acajou (Франция), khaya mahogani (Германия), african mahogani (Великобритания). Название африканское красное, или махогониевое, дерево (African mahogany) охватывает все виды Khaya, хотя их дре весина может различаться по свойствам, особенно по плотности. Преобладающая масса отгружаемых лесоматериалов относится к породам К. ivorensis и К. anthotheca, с умеренно легкой, бледно-красной или умеренно красной древесиной, ко торая в коммерческом отношении ассоциируется именно с на званием африканское красное, махогониевое, дерево. Восточ ноафриканская порода К. nyasica в целом аналогична пер вым двум. Распространение. К. ivorensis произрастает в прибреж ных дождевых лесах Западной Африки от Берега Слоновой Кости до Камеруна и Габона, включая территорию Ганы и Нигерии. К. anthotheca произрастает в Западной Африке в рай онах с меньшим количеством осадков. Древесина. У видов обычного африканского красного, махо гониевого, дерева, т. е. К. ivorensis, К. anthotheca и частично К. grandifoliola, ядро в свежесрубленном состоянии отчетливо розовое. При высыхании оно становится от светлого розовато-коричневого до густого красноватого. Желтовато-коричневая заболонь не всегда ясно отграничена. Ядро у К. grandifoliola несколько темнее. Волокна обычно путано-свилеватые. Текстура крупнее, чем у древесины американских пород красного дерева (Swietenia spp.). Все породы Khaya относятся к умеренно стойким. Африканские породы красного дерева сходны с американским красным, махогониевым, деревом (свиетенией) по механическим свойствам древесины и превосходят его по сопротивлению раскалыванию. Технологические свойства. Более легкая древесина обрабаты вается легче, более тяжелая — несколько труднее. Древесина обеих разновидностей вследствие путаной свилеватости воло кон может задираться на радиальных разрезах. Этот недоста ток частично устраняется уменьшением углов, резания до 15°. Древесина всех пород удовлетворительно склеивается и обычно неплохо принимает гвозди. Хорошо полируется, дает отделку высокого качества. Применение. Пиломатериалы из древесины африканского махогона (кайя) широко используются в мебельном производстве, для внутренней декоративной от делки помещений, как в виде цельной древесины, так и мето дом фанеровки шпоном, для высококачественных столярных работ (лестниц, панелей), покрытия полов в жилых помещениях, в судостроении (обшивка, отделка кают, поручни, перила). Шпон из древесины африканского махогона может иметь разные конфигурации, в том числе и, так называемую, «пирамиду» или crotch (развилина). Шпон с таким рисунком получают строганием развилки ствола дерева и используют исключительно как лицевой шпон в мебельном и краснодеревном производстве, изготовлении музыкальных инструментов. Уникальность конфигурации «пирамида» придаёт изделиям особую красоту и благородство.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ИНФОУРОК» 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, д. 4, офис 407 ОГРН 1136733016441 ИНН 6732064123 КПП 673201001
10 разных махагони: исследуем акустические свойства древесины, часть 1
«Дерево не влияет на звук струнного инструмента с электромагнитным датчиком и последующей аналоговой и/или цифровой обработкой сигнала.» Проще говоря, электрогитары. Динамическая головка (громкоговоритель), её акустическое оформление (кабинет), микрофон с его расположением, (или их импульс), усилитель, датчики, — всё это влияет. А материал, из которого изготовлена несущая струны конструкция, будто бы нет. Ведь она немагнитная, а на электромагнитный звукосниматель воздействуют только ферромагнитные струны. И в это многие верят, в том числе музыканты. Истина или заблуждение?
Начнём серию экспериментов с деревом, струнами, звуковыми колебаниями и их отображением в электрической форме. Послушаем сами, посмотрим, что покажут приборы.
Для первых опытов приобретён набор из сорока дощечек одного формата 130x50x11 мм, содержащий 35 пород древесины, (4 из 40 — образцы граба, обработанные морилками разных цветов, что тоже пригодится, ещё два — ясень обычный и печёный, то есть, подвергнутый термообработке).
В этой статье рассмотрим 10 образцов древесины, применяющегося в корпусах (деках) гитар. Сегодня это будут разные виды красного дерева махагон и близких по свойствам, а также c ботанической точки зрения.
Снимать акустические колебания с образца дерева будем контактным микрофоном, в качестве которого выступит гитарный пьезозвукосниматель Schaller Oyster 16050101 . Чтобы соединение датчика с образцом было быстросъёмным, воспользуемся в качестве клипсы каподастром для укулеле.
Совершенно верно, пьезодатчик привнесёт в сигнал свою АЧХ — амплитудно-частотную характеристику, ведь это инструментальный звукосниматель, не в лабораторном, а в музыкальном значении этого слова.
▍Инструментальные датчики, усилители, громкоговорители, в отличие от hi-fi, — high fidelity, — аппаратуры для воспроизведения звукозаписи с минимальными искажениями сигнала, — искажают сигнал, и создаются специально для этого, чтобы должным образом преобразовывать звук для получения художественного эффекта.
Но у нас будет один датчик на протяжении всего опыта, потому мы услышим и увидим разницу не между звукоснимателями, а между образцами дерева.
Контактный микрофон будем включать в аудиоинтерфейс Presonus AudioBox USB 96. А это уже hi-fi устройство, с АЧХ, максимально приближённой к линейной. В качестве анализатора спектра воспользуемся штатным плагином Spectre Meter из программного пакета Studio One Artist.
Снимать в первом опыте будем отклик на импульс шума, в качестве которого послужит удар по образцу молоточком для настройки калимбы. При наличии анализатора спектра аудиосигнала, работающего на — быстром преобразовании Фурье, (БПФ, FFT), этот способ ничуть не хуже использования генератора качающейся частоты (ГКЧ) с измерением амплитуды выходного сигнала на разных частотах, применявшегося для изучения АЧХ во времена, когда приборы с БПФ не были доступны.
Именно таким способом, (проигрыванием заранее сформированного на компьютере щелчка белого шума), получают — импульсы отклика гитарного кабинета, широко применяемые современными музыкантами. Один импульс соответствует определённому положению одного микрофона, потому для полноты звуковой картины при сведении нередко используют несколько импульсов.
Для полноты эксперимента, измерим и взвесим все плашки:
▍Африканское белое дерево вава, абачи или обече
Семейство мальвовые. Плотность 316. Древесина очень лёгкая и мягкая. Когда впервые взяла в руки, подумала, что это бальза, хотя бальза ещё более чем вдвое легче и мягче. Вава известна как лучший материал для сидений в саунах, потому что свободна от смол и заноз, а самое главное, она — прекрасный теплоизолятор, потому не обжигает.
Из абачи сделана накладка грифа очень красивой гитары Gibson Les Paul Studio Swirl. Для гитарных корпусов обече применялся фирмой Hayman & Shergold и, например, пермской мастерской Владимира Сысоева Fashionguitars. Идеальный выбор, если нужна максимально лёгкая дека, а звучание при необходимости можно скорректировать топом, например, как в Music Man Majesty.
На спектрограмме образца абачи видим крутой подъём от 200 Гц до первого пика 400 Гц, плато от 500 до 1000 Гц и далее пологий спад.
▍Меранти, филиппинский махагони
Самый лёгкий из всех махагони, если не считать абачи. Тоже Семейства мальвовых. Плотность 434. Не содержит танина, поэтому со временем цвет меранти не изменяется. Из меранти изготовлены корпуса электрогитар Cort G100, X250, Ibanez RG421. Когда в ваши руки попадает неожиданно лёгкая гитара из красного дерева, скорее всего, это меранти.
У меранти крутой подъём на вершину АЧХ со значительным завалом в районе 150 Гц. Вершина представляет собой плато от 300 до 800 Гц с крутым завалом на 450 Гц. После плато идёт пологий спад.
▍ Хайя или кайя, африканский махагони
Плотность 480. Рисунок древесины очень похож на меранти, цвет более красный. Но это дерево семейства не мальвовые, а мелиевые , как и настоящее махагони свитения. Используется, например, в грифах акустических гитар Lag.
Кайя имеет один выраженный пик на 250 Гц, крутой подъём на который начинается со 150. Далее крутой спад до 450 Гц и пологое восхождение до второго пика на 700 Гц. Второй пик ниже первого на 12 децибел. Далее пологий спад.
▍Макоре, или вишнёвое махагони, африканская вишня, баку, абаку и дука
Плотность 540. Относится к семейству сапотовые, к которому принадлежит известное как источник косметического масла дерево ши. Используется в корпусах и отделке кастомных гитар.
Макоре — очень линейное и широкополосное дерево. АЧХ представляет собой пологое восхождение на плато от 300 Гц до 10 кГц, после которого идёт крутой спад. Плато имеет небольшой завал на 750 Гц и пик в районе 2 кГц.
▍Кото, или птеригота африканская, авари, вари, кефе.
Семейство мальвовые, что роднит её с абачи, липой и меранти, но кото плотнее и твёрже этих трёх. Судя по плотности 576, мой образец из дерева Pterygota macrocarpa. С плотностью 670, это бы была Pterygota bequaertii. Наружный слой из древесины кото на ракетке для настольного тенниса делает удар спортсмена более жестким и хлестким. Так что дерево влияет на атаку и другие параметры импульса не только в музыке, но и в спорте.
Кото имеет резкий подъём со 190 до плоской вершины 220-290 Гц, оттуда крутой спад до 400 Гц, далее плато до 4 кГц.
▍Цедер, cedar, цедрела душистая, испанский кедр
Плотность 587. Запах смолы, которой дерево отпугивает насекомых, напоминает настоящий кедр, отсюда такое название. Семейство мелиевые , как и махагон кайя. Произрастает в Южной Америке. Так что этот испанский кедр не кедр, и не из Испании. Цедер — близкий родственник гондурасского махагони, и имеет очень похожие свойства, но при этом более лёгок, потому стал любимым деревом Juha Ruokangas. Для тех, кто впервые слышит это имя, он создатель топовых электрогитар, ценимых по всему миру. Так что цедрела — очень музыкальное и очень гитарное дерево.
Цедер проявил пологий подъём до 200 Гц, далее плато с небольшим завалом на 400 Гц, далее пологий подъём до пика 2 кГц, спад до 3.5 кГц и плато до 7 кГц.
▍Корина, жёлтый махагони, королевский махагони, офрам, лимба, терминалия великолепная
Семейство комбретовые. Плотность 620. Использована в Gibson Explorer 1957 года и Flying V, с той поры активно применяется в гитаростроении. Древесина корины ассоциируется с классикой хард-рока и хеви-метала, к тому же, очень красива, потому часто упоминается ценителями.
Что же такого особенного у тона корины? Первый пик как у кото, второй как у макоре и цедера.
▍Анегри, осан, мукангу, «нигерийская береза» или «дерево солнца»
Произрастает в Африке. Принадлежит к семейству сапотовые, как и «вишнёвое махагони» макоре. Плотность 625. Перламутровый блеск придаёт брускам анегри подобие металлическим слиткам. Запах, свежий, похож на аромат кедра. Применяется в эксклюзивных гитарах, таких, как ESP STREAM-GT Custom Antique Tea Sunburst.
Спектрограмма анегри похожа на корину, только спад после первого пика имеет выраженный завал.
▍Биболо, aфриканский орех, ловоа, дибету, tiger wood.
Плотность 642. Африканское дерево семейства мелиевые, как африканский махагон кайя и настоящее махагони свитения. Примеры использования — корпус комбоусилителя Fender Custom Shop Mustang GT 40 Masterbuilt Lovoa. В гитаростроении применяется MMG Custom Guitars.
У биболо со 160 Гц крутой подъём до 300, далее спадающее плато до 650 и крутой подъём до 900, далее плато до 10 кГц. На плато имеется крутой пик в районе 2.5 кГц.
▍Сапеле
Дерево из Африки, семейства мелиевые. Плотность 694. Как и махагон хайя, из того же семейства, cапеле называют африканским махагони. Обладает очень красивой фактурой с трёхмерным эффектом, широко используется для изготовления электро и акустических гитар. Намного плотнее, чем кайя, плотность которой 480.
Звучание сапеле имеет крутой подъём от 100 до главного пика 200 Гц, оттуда крутой спад до 300 Гц, далее плато до 5 кГц и округлый спад: сначала пологий, затем крутой.
▍Ольховая махагонность
❖ Значительный пик в диапазоне 200-400 Гц, (напоминаю, у нас образцы формата 130x50x11 мм), замечен у:
- абачи,
- меранти,
- кайя,
- кото,
- анегри,
- корины
- сапеле.
И этот пик характерен для самого распространённого (не только) в гитаростроении, самого доступного, и при этом прекрасного музыкального дерева — липы.
❖ Второй пик в районе 2 кГц имеют все рассмотренные образцы махагони с плотностью выше 500 килограммов на кубический метр. И это пик, характерный для ольхи — второго по распространённости дерева гитарных дек, знакомого всем по характерному фирменному звучанию Fender Stratocaster.
Такую липовую и ольховую махагонность мы можем слышать своими ушами и видеть глазами на экране анализатора спектра, когда речь идёт об образцах древесины. Звучание электрогитары в сборе, разумеется, сложнее. В следующих публикациях нам предстоит познакомиться с другими его составляющими.
▍Выводы и перспективы
❒ Тезис. Мы увидели и услышали разницу в звучании одинаковых ударов одного молоточка по образцам разного дерева одинакового размера, снимаемых одним пьезодатчиком, причём хорошим, широкополосным, немецкой фирмы Schaller.
Образцы разных пород музыкального дерева, то есть, применяемого в изготовлении музыкальных инструментов, а именно, гитар, проявили повторяющуюся склонность к нижнему и верхнему пику АЧХ, которые можно назвать соответственно «липовой» и «ольховой» формантами. Этими словами нередко характеризуют звучание электрогитар знатоки, а сегодня мы увидели их физический смысл на экране анализатора спектра аудиосигнала.
❒ Антитезис. Понятно, что удар молоточка, даже если это молоточек для настройки калимбы, — это не полноценный импульс белого шума высокой скважности, которым снимают импульсы кабинетов.
❒ Синтез. Логичное продолжение опыта — создание установки, в которой можно будет подать на образец дерева звуковые колебания с любого генератора, или плеера, или с той же гитары, чтобы протестировать образцы на разных сигналах. Датчик уже есть, нужен излучатель вибрации звуковой частоты с не совсем убогой амплитудно-частотной характеристикой. На базе маленького мощного динамика из телевизора, или чего-то подобного. Это в дальнейших планах.
Натягивать на образцы струны и снимать колебания электромагнитным датчиком будем, разумеется, тоже. Для этого в скором времени будет построен стенд с возможностью быстрой смены тонблока — испытуемого образца древесины.
Далее изучим на опыте и прохождение аудиосигнала через инструментальный аудиотракт: влияние, прежде всего, предусилителя и кабинета, АЧХ которых особенно сказываются на гитарном звуке.
Эффекты перегруза, — овердрайв, дисторшн (искажение), фуз (распыление), кранч (хруст), — привносят в сигнал новые гармоники, и обычно имеют свои регуляторы тембра. Влияет на звук и оконечный усилитель, который в классическом варианте ламповый, и подвержен насыщению магнитопровода выходного трансформатора.
И наконец, выясним, насколько особенности дерева электрогитары слышны в миксе, и почему некоторые музыканты с опытом концертных выступлений, (особенно любители жирного перегруженного звука, играющие в стандартном строе на стандартных калибрах струн), их отрицают.
Спойлер: если манера игры и музыкальный стиль исполнителя подразумевают получение определённого звука, под этот звук он и настраивает аппарат, и подстраивает свою игру, в чём дерево и другие особенности инструмента могут выступать как подспорьем, так и помехой. Эта подстройка естественным образом доводится до автоматизма, который гитарист может перестать замечать. В результате из его комбика или стека может доноситься одинаковый звук при разных гитарах.
Разных тонкорректирующих «примочек» в виде раздельных темброблоков на каналах усилителей, аппаратных педалей и программных плагинов очень много, становится и будет становиться всё больше. Всё потому, что разные музыканты ищут и находят свой звук, на который материал деки и грифа не может не оказывать влияния.