- Использование устаревшего браузера повышает риск взлома вашего компьютера. Обновите свой браузер!
- Регистрация
- Восстановление пароля
- Прогулка по Александровскому парку: 11 удивительных мест
- Добро пожаловать в Санкт-Петербург
- Информация об отелях, транспорте, музеях, театрах и достопримечательностях
- Александровский сад
- Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
- Вы здесь
- Пейзажная часть Александровского парка
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Прогулка по Александровскому парку: 11 удивительных мест
Александровский парк — живописный и уютный уголок Петроградской стороны, дугой обнимающий Петропавловскую крепость, «Горьковскую», Планетарий и Ленинградский зоопарк. Составили интересный маршрут по достопримечательностям парка: величественные монументы, скульптурные композиции, фонтаны, цветочные часы и не только.
Долгое время зелёный Александровский парк был гласисом вокруг Петропавловки, оставленным пустырным специально, чтобы не мешать огню из мортир, стоящих на бастионах крепости. После присоединения к России княжества Финляндского граница империи настолько отодвинулась от Петербурга, что крепость утратила своё оборонное значение. Поэтому накануне 600-летнего юбилея Ледового побоища было решено разбить на этом месте парк, а назвать его — в честь победителя Александра Невского.
Скульптуры Александровского парка
Двигаясь через парк от Петропавловской крепости в сторону Ленинградского зоопарка, первое, что можно встретить по пути, — несколько отлитых из бронзы скульптур: «Девочка, повязывающая косынку», «Девочка с птичкой», «Молодость», «Рисующая девочка» и другие скульпторов В. Г. Стамова и Н. С. Кочукова.
Есть и новые архитектурные формы вроде скульптур львов у кафе.
Памятник «Стерегущему»
Рядом с выходом к Каменноостровскому проспекту установлен памятник героическому экипажу миноносца «Стерегущий», погибшему в марте 1904 года во время боя с превосходящими силами японцев. Величественный монумент, созданный по проекту Константина Изенберга, был открыт в апреле 1911 года в присутствии Николая II. На памятнике изображены два матроса, по легенде, открывающих кингстоны, чтобы корабль не достался врагу, — по приказу командира Александра Семёновича Сергеева, смертельно раненного ещё в начале боя. На самом деле кингстоны не были предусмотрены на «Стерегущем» — он затонул от значительных повреждений. Кстати, в Японии команде «Стерегущего» тоже был воздвигнут памятник — стела из чёрного гранита со словами: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».
Пруд, проток и горбатые мостики
Большое количество высаженных деревьев требовало постоянного ухода. Поэтому в парке было выкопано несколько небольших прудов, из которых брали воду для поливки растений. К ним были прорыты искусственные каналы, через которые перекинуты горбатые каменные мостики. По ним можно прогуляться и сейчас. А внутри парка со стороны Петропавловской крепости протекает Кронверкский проток, огибающий Артиллерийский музей. Проток этот — часть оборонительного комплекса города, созданного в в 1703–1715 годах.
Павильон «Грот»
В 1903 году в парке был сооружён гранитный грот с обзорной площадкой наверху. Рядом был устроен каскад с бассейном, который с помощью канала соединялся с прудом. К 1960-м годам парк пребывал в довольно удручающем состоянии. Перестроить, облагородить его и восстановить грот было решено после того, как рядом была построена станция метро «Горьковская». Заново отстраивать грот поручили архитектору Манукяну, который продумал всё, чтобы павильон не выбивался из ландшафта. Заново грот открыли в 1974 году. Теперь там работает кофейня «Большекофе», где делают лучший капучино в городе.
Фонтаны
Недалеко отсюда находится фонтан «Колодец ангелов», представляющий собой колодец, вокруг которого расположились прекрасная девушка и пять ангелочков, помогающих ей набрать воды. Говорят, что скульптурная композиция может исполнять желания, а также избавлять от головной боли. Для этого нужно отпить воды из фонтанчика. Другой фонтан в парке оформлен в виде большого вазона, возле ножки которого стоят грациозные девушки в ниспадающих одеяниях с сосудами в руках.
Мини-город
В глубине парка расположилась занимательная экспозиция под открытым небом «Петербург в миниатюре». В потрясающем макете, созданном из металла и камня, собраны миниатюрные копии самых главных петербургских достопримечательностей, уменьшенные в 33 раза. Теперь на Александровскую колонну, Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Петропавловскую крепость, Дворцовую площадь, Эрмитаж, Инженерный замок, арку Главного штаба, Казанский собор, Спас на Крови можно посмотреть сверху вниз, а также в мельчайших подробностях изучить архитектурные детали городских доминант.
Композиция «Зодчие»
В Александровском парке в июне 2011 года была установлена интересная скульптурная композиция, героями которой стали архитекторы, основавшие наш город. Скульптура представляет собой большой стол с картой Санкт-Петербурга, место у которого нашли великие зодчие. Величественно стоят и смотрят на своё творение Воронихин, Баженов, Растрелли, сидят за столом: Монферран нога на ногу, Трезини в парике, спиной Тома де Томон, с пером Росси, Захаров. Один из стульев за столом, где сидят архитекторы, всегда пустует. Сделано это для того, чтобы любой зритель смог присесть и символически принять участие в обсуждении плана города. Как и у многих памятников нашего города, у композиции «Зодчие» появилась своя легенда. Поговаривают, если вы ищете вдохновение для великих свершений, сядьте на стул и посидите вместе с архитекторами. Муза обязательно посетит вас и долго не покинет.
Святой Пётр
Отдельно в сторонке за Санкт-Петербургом наблюдает Святой Пётр со связкой ключей в руках.
Памятные кресла
Напротив театра «Балтийский дом» были установлены памятные кресла — своеобразная «аллея славы», посвящённая ведущим театральным деятелям, много сделавшим для «Балтийского дома» и Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола (так театр назывался до 1991 года). Собственного кресла удостоились Кама Гинкас (режиссёр Московского театра юного зрителя) и Генриетта Яновская (главный режиссёр Московского театра юного зрителя, народный артист Российской Федерации), Донатас Банионис (советский и литовский актёр и режиссёр, народный артист СССР), Римас Туминас (художественный руководитель Московского театра имени Евгения Вахтангова) и Геннадий Опорков (советский театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР). Открытие памятных кресел стало для театра доброй традицией.
Цветочные часы
Ещё одна интересная композиция, на этот раз созданная из цветов, находится в центре парка напротив Мюзик-Холла. Это часы-клумба, подаренные Петербургу Швейцарией в преддверии 300-летнего юбилея. Говорят, что влюблённые часто назначают свидания у этих часов.
Добро пожаловать в Санкт-Петербург
Информация об отелях, транспорте, музеях, театрах и достопримечательностях
Александровский сад
Флора Фарнезская . Скульптор Трискорни. На заднем плане Эрмитаж и Дворцовая площадь.
Осматривая достопримечательности Петербурга, Вы обязательно попадете в Александровский сад.
Он расположен между двумя площадями – Дворцовой и Сенатской, вдоль Адмиралтейства. Благоустройство этой территории началось одновременно со строительством Исаакиевского собора. В 1819 г. вдоль фасада Адмиралтейства был открыт Адмиралтейский бульвар, а несколько позже появилась Адмиралтейская площадь. На бульваре были установлены мраморные копии античных статуй Геракл Фарнезский и Флора Фарнезская работы итальянского скульптора П. Трискорни.
Геракл Фарнезский. Скульптор П.Трискорни.
По решению городской думы в честь 200-летия Петра I в 1872 г. здесь был заложен сад. Торжественное открытие сада состоялось в 1874 г. в присутствии императора Александра II, который не только почтил своим присутствием это действо, но и собственноручно посадил дубок и дал согласие назвать сад своим именем. В годы советской власти его переименовали в сад Трудящихся, но новое название не прижилось, и сейчас сад снова носит свое историческое название. Дуб, посаженный императором, мы можем увидеть и сейчас, он пережил все нелегкие времена, ему почти 150 лет и он благополучно живет и здравствует.
Благоустройство сада продолжалось и после его открытия. В 1879 г. напротив главных ворот Адмиралтейства в саду появился фонтан, он и стал центром Александровского сада. Посетители, мечтая сюда вернуться, бросают в него монетки, и к вечеру все дно фонтана блестит от мелочи.
Вслед за фонтаном в саду стали появляться памятники выдающимся личностям России. В 1887 г. появился памятник В.А. Жуковскому (1787–1852), установленный в честь его столетия.
Памятник смотрит на Дворцовую площадь: ведь Жуковский был не только поэтом, но и воспитателем молодого Александра I.
В 1892 г. по инициативе и на средства Русского Географического общества в Александровском саду был установлен памятник ученому, путешественнику и исследователю Центральной Азии Н.М. Пржевальскому (1839–1888). Памятник установлен в створе Вознесенского проспекта.
Его особенно любят туристы, т. к. им очень нравится фотографироваться с верблюдом, который лежит у подножья постамента.
Вокруг памятника стоят газовые фонари, подобные тем, которые когда-то освещали сад.
Около одного из фонарей установлена памятная табличка.
В 1896 г. около фонтана были установлены памятники:
М.Ю. Лермонтову (1814–1841)
М.Ю. Лермонтов,1896. Скульптор В.П. Крейтан, архитектор Н.В. Максимов.
Н.В. Гоголю (1809–1852)
Н.В. Гоголь, 1896. Скульптор В.П. Крейтан, архитектор Н.В. Максимов.
М.И. Глинке (1804–1857)
М.И. Глинка,1899. Скульптор В. Пащенко.
А.М. Горчакову (1798–1883)
Бурные политические события приостановили процесс установки памятников, и последний из них был установлен уже в современной России. Он посвящен А.М. Горчакову (1798–1883), выдающемуся дипломату, много сделавшему для укрепления международного положения России, и последнему лицеисту. Его открытие было приурочено к 200-летию со дня рождения Горчакова.
В Александровском саду свыше 1000 деревьев и 1500 кустов: березы, боярышник, сирень, дубы, ели, каштаны, клены, тополя, липы и другие деревья. В мае зацветает сирень, черемуха, каштаны, боярышник, а в первых числах июля – липа, и ее запах добавляет очарованья белым ночам.
Александровский сад является островком тишины и спокойствия среди шума и суеты городской жизни.
Сюда приходят погулять и подышать свежим воздухом петербуржцы и отдохнуть от впечатлений гости города. Здесь можно встретить и мам с колясками и группы туристов, жадно впитывающих красоту города.
Мишки тоже любят гулять в Александровском саду
Гуляя по периметру сада, можно увидеть Адмиралтейство, Зимний дворец, Дворцовой площадь, Александровскую колонну, здание Главного штаба, панораму Невского проспекта, памятник Николаю I, дом Лобановых-Ростовских («дом со львами»), Исаакиевский собор, Конногвардейский манеж, Конногвардейский бульвар, Сенат и Синод, Медного всадника, а также правый берег Невы – Академию Художеств, Румянцевский садик, дворец Меншикова, здание 12 коллегий, памятник Ломоносову, Кунсткамеру, Зоологический музей, Ростральные колонны, Петропавловскую крепость. И все это, не выходя из сада.
Экскурсии, которые могут быть Вам интересны:
Прогулочный экипаж на Дворцовой площади
Рядом с Александровским садом Вы сможете найти недорогие мини-отели и хостелы. Другие варианты жилья Вы можете найти здесь.
Как добраться:
троллейбус: 1, 7, 10, 11, автобус 7, 24 до остановки «Дворцовая площадь»;
троллейбус: 5, 22, автобус 3, 22, 27 до остановки «Малая Морская»;
троллейбус: 17, автобус 10 до остановки «Адмиралтейский проспект», метро Адмиралтейский проспект.
Вход в сад свободный.
Небольшое замечание: не путайте Александровский сад рядом с Адмиралтейством с Александровским парком рядом с метро «Горьковская».
Экскурсии по Санкт-Петербургу со скидкой до 50%
Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
Вы здесь
Пейзажная часть Александровского парка
Царское Село. Александровский парк. Глава «Пейзажная часть Александровского парка» книги «Пушкин. Дворцы и парки»; автор: Петров А.Н.; издательство «Искусство», Ленинград, 1964 г.
Постройка Александровского дворца сопровождалась работами по созданию на прилегающей к нему территории небольшого пейзажного парка.
Сопоставление сохранившегося проектного чертежа этого парка, исполненного И.В. Нееловым в 1792 г., с позднейшими планами показывает, что идея автора проекта была почти полностью осуществлена. [ Проект не подписан, но свидетельством авторства И. В. Неелова служит почерк надписи у масштаба, известный по другим его чертежам. ]
Она представляла собою логическое развитие мероприятий по изменению характера планировки четвертого квадрата Нового сада, предпринятых Нееловым еще в 1778—1783 гг., когда здесь были вырыты пруды неправильных очертаний.
В проекте пейзажного парка в пределах района, ограниченного Кузьминской дорогой, стенами Зверинца и Крестовым каналом, основное значение имело создание здесь трех новых прудов. Они окружали с трех сторон территорию, занятую новым дворцом. Первый из них был соединен протоком с небольшими прудами, которые уже существовали в четвертом квадрате Нового сада, и служил как бы их продолжением, второй — с небольшим островком, позднее названным Детским, был вырыт возле стен Зверинца и его восточного бастиона и третий — перед главным фасадом дворца.
Значительное понижение уровня почвы заставило Неелова предусмотреть в проекте устройство плотины с каскадом между вторым и третьим прудами. Вода в пруды поступала из Крестового канала.
Превосходное решение композиции пейзажного парка, красивые очертания берегов прудов, плавные линии пешеходных дорожек, умелое размещение групп деревьев и кустарника убедительно свидетельствуют о том, что Неелов был не только выдающимся архитектором, но и мастером паркостроения.
Смерть помешала И. В. Неелову завершить начатые работы — их продолжали П.В. Неелов и И. Буш, но замысел оказался настолько удачным, что в процессе реализации строители внесли в него лишь очень небольшие изменения. Пруды приобрели несколько иную конфигурацию, чем на проектном плане; сохранявшаяся Нееловым куртина с шахматной посадкой деревьев получила пейзажную планировку. [ В 1795—1796 гг. инженер-майор Толь построил плотину между прудами (ЦГИАЛ, ф. 468, оп. 400/512, 1795-1796 гг., д. 334). ]
При выкопке прудов земля была использована для создания небольшой насыпной горы на северном берегу Детского пруда, придавшей пейзажу исключительную живописность.
Пейзажный парк близ Александровского дворца сохранил свой прежний облик, хотя и пострадал от порубок в 1941—1944 гг. Он — одно из высших достижений русского пейзажного паркостроения конца XVIII столетия. В нем все продумано до мельчайших деталей, учтены и преодолены трудности, связанные с особенностями рельефа местности.
Постройка Александровского дворца повлекла за собой разработку программы частичной перепланировки Зверинца. В 1800 г. было решено реставрировать павильон Монбижу, исправить каменную ограду Зверинца, проложить около пяти километров новых дорог, построить четыре моста и отделать заново «прямые проспекты» (просеки).
Реставрация Монбижу велась под наблюдением П.В. Неелова. Дороги на территории Зверинца прокладывал садовый мастер И. Буш.
Камерон исполнил проект новых ворот при въезде на территорию Зверинца из Нового сада. По сторонам ворот предполагалось возвести две каменные караулки, украшенные колоннами. Павел I утвердил проект, ассигновал необходимые средства, но 20 сентября 1800 г. отдал распоряжение «к строению ворот не приступать, впредь до повеления». Этого повеления не последовало. [ ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 18, 1800 г., д. 823, л. 824, 1800 г. См. также ведомости о работах, произведенных в Монбижу и в Зверинце в 1800—1801 гг. (Там же, оп. 18, д. 1228, 1801, лл. 3, 4, 7). ]
Работы по благоустройству территории, прилегающей к Александровскому дворцу, не законченные в 1795—1796 гг., возобновились в 1811 г. Пологие берега пруда перед дворцом были устланы дерном, проложены новые «езжалые и пешеходные аглицкие дорожки». Тогда же было решено «насадить деревья на аллее от моста Кузьминской дороги (сад отделялся от дороги каналом, через который был переброшен мост) до угла насупротив дворца, а от оного до другого угла дворца эллиптическою фигурою». [ ЦГИАЛ, ф. 466, оп. 36/1629, 1810 г., д. 229, лл. 44—48. ]
В том же году был присоединен к Александровскому парку участок, ранее занятый деревянным Кавалерским домом, расположенным напротив Знаменской церкви. [ Там же, л. 35 об., см. также: ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 20, 1811 г., д. 87, лл. 1—2, 10—11. Работы вел садовый мастер Менас (Меназ). ] Еще большее значение имело присоединение к парку новой обширной территории за прудом, перед главным фасадом дворца, также получившей пейзажную планировку. Северо-восточная граница парка отодвинулась до того места, где впоследствии были построены Кузьминские, или Египетские, ворота на круглой площади при въезде в город. [ В конце XIX в. значительная часть этого района парка была застроена казарменными сооружениями, а затем в начале текущего столетия — Зданиями Федоровского городка. ]
Но все эти работы велись в ограниченных пределах и были еще очень далеки от тех широких замыслов, которые возникли в середине 1810-х гг. и потребовали для своего осуществления целого десятилетия. Это был проект превращения Зверинца в большой пейзажный парк с немногими размещенными на его территории парковыми сооружениями. Регулярный Новый сад и пейзажный парк слились в одно целое — Александровский парк. По своим размерам Александровский парк превосходит Екатерининский, он занимает 155 гектаров (площадь Екатерининского парка — 109 гектаров).
Замысел создания пейзажного парка на месте Зверинца сложился под влиянием новых для русского искусства идей романтизма.
В паркостроении эти идеи проявились в любви к таинственному, к сумраку густых заросших аллей, к резким световым контрастам, к мрачным руинам, напоминающим развалины замков и храмов средневековья.
В России XIX века лучшими образцами пейзажных романтических парков были Александровский парк в Царском Селе и «Александрия» в Петергофе. Здесь при возведении парковых сооружений архитектурные формы классицизма полностью уступили свое место формам готики.
Над проектом перепланировки Зверинца совместно с архитектором Менеласом работал известный рисовальщик и пейзажист И.А. Иванов. [ В формулярном списке И. А. Иванова сохранилось упоминание о временном причислении «к ведомству архитектора Менеласа по садовым строениям Царского Села» с 1 июня 1820 г. В 1827 г. Иванов исполнил «панорамический вид Царского Села», а в 1828 г. — «три окружных вида Царского Села» с верхней площадки Белой башни. См.: ЦГИАЛ, ф. 789, on. 1, 1833 г., д. 124, л. 19 об. Бумаги к отчету Академии художеств 1833 г. Ср.: Н. П. Собко. Словарь русских художников. Буква «И», стр. 357—364. Формулярный список, датированный 1848 г. в ЦГИАЛ, ф. 468, оп. 452/1732, 1848 г., д. 407, л. 3-8. ]
Академик перспективной живописи, талантливый пейзажист, великолепный рисовальщик, Иванов начал свою деятельность после окончания Академии художеств, в 1798 г., как помощник Н. А. Львова. У Львова в конце 1790-х гг. работал и Менелас. Таким образом, двух художников связывало многолетнее знакомство и, по-видимому, дружба. Иванов неоднократно привлекался к участию в работах по планировке парков. Он был незаменимым помощником Менеласа. Поэтому, когда мы говорим об авторе проекта планировки Александровского парка, имя Иванова должно стоять рядом с именем Менеласа. [ Определить степень участия Иванова в работах по созданию Александровского парка, приписываемых обычно одному Менеласу, мы не можем, так как проектные чертежи, кроме одного, не сохранились. Этот единственный чертеж находится в собрании чертежей ЦГВИА, д. № 22775. В ЦГИАЛ имеется план Зверинца, датированный 1810 г. (ЦГИАЛ, ф. 938, д. 420). ]
Работы в парке, по вновь выполненному проекту, начались в 1817 г. с переделки большого каскада между Детским и нижним прудом близ Александровского дворца. [ ЦГИАЛ, ф. 468, оп. 352/1343, 1817 г., д. 81. 1 октября 1816 г. было ассигновано 12935 р. на посадку кустов и деревьев близ дворца и переделку каскадов в Александровском парке. В 1817 г. Менелас начал постройку каскада «у большого пруда, пониже канала от Китайского (Драконова) мостика», но затем работы были перенесены на 1818 г. (ЦГИАЛ. ф. 519, on. 1, 1817 г., д. 354, л. 1, 6 и ф. 487, оп. 6, 1817 г., д. 2254, л. 60). ] Сооруженная Менеласом мощная и высокая плотина со шлюзом, обработанная глыбами туфа, очень эффектна со стороны нижнего пруда.
К 1817 г. относятся упоминания в документах о посадке в «яблонной куртине», расположенной между садовым фасадом дворца и Крестовым каналом, двенадцати дубов и ста деревьев других пород. [ ЦГИАЛ, ф. 519, on. 1, 1817 г., д. 244, л. 5. ]
В 1818 г. была разобрана первая часть каменной стены, отделявшей Новый сад от Зверинца. (Разборка ограды Зверинца велась по частям и продолжалась до 1823 г.) В это же время началась подсадка нескольких тысяч молодых деревьев на территории Зверинца — дубов, вязов, ясеней, кленов, лип, берез, ильмов и орешника. На протяжении 1819—1821 гг. одна за другой прокладывались новые дороги на территории вновь создаваемого пейзажного парка. Только в 1820 г. были сделаны пять дорог, пересекающихся друг с другом недалеко от Белой башни. В 1821 г. построена дорога, идущая от Шапели до Красносельских ворот, длиною более километра, и от этих ворот до комплекса зданий Фермы в северной части парка. Старые дороги, в том числе «два старых проспекта, от большого Монбежа до двух маленьких Монбежей», т. е. до двух люстгаузов, находившихся в южном и восточном бастионах Зверинца, были уничтожены.
Там, где предполагалось оставить открытые пространства, шли работы по планированию лугов, частью засевавшихся травами, частью покрывавшихся дерном.
В 1823 г. в южной части вновь созданного пейзажного парка, недалеко от Большого каприза, на трассе Виттоловского канала, был вырыт новый пруд, названный Виттоловским. [ Одновременно с выкопкой Виттоловского пруда в 1824 г. был вырыт еще один большой пруд, близ Московских ворот, на восточной окраине города. Вода в него поступала из Нижних (Каскадных) прудов Екатерининского парка. Избыток воды в пруде сбрасывался в Павловский водовод и по нему поступал в пруды Павловского парка. На берегах этого живописного пруда и далее по направлению к Павловску возник новый парк, известный ныне под названием «Отдельного парка». ] Сейчас район Этого пруда — один из живописнейших уголков небогатого водоемами Александровского парка. В 1825 г. был сломан южный бастион Зверинца и люстгауз в нем для постройки на его месте Шапели. Земляной холм на месте бастиона и земляные отвалы, образовавшиеся при выкопке Виттоловского пруда, были использованы для того, чтобы искусственно изменить рельеф этой части парка.
Украшением Александровского парка служит и другой пруд — Ламский, расположенный близ Павильона для лам. Он возник в первые годы существования Зверинца, но формирование паркового ландшафта на прилегающей к пруду территории относится ко времени реконструкции Зверинца, осуществленной под наблюдением Менеласа.
Одновременно с перестройкой Монбижу и постройкой Павильона для лам преобразились и ближайшие районы парка.
Участок парка от моста через проток Ламского пруда до Арсенала почти не пострадал в годы войны. Здесь особенно хороши серебристые ивы на берегах Ламского пруда и сибирские пихты, посаженные по краям дороги от Арсенала к станции Александровской. Возраст пихт сейчас достигает ста пятидесяти лет. [ А.Н. Бекетов. О сибирской пихте в Петербургской губернии (материалы для изучения петербургской растительности). «Естественноисторические исследования С. Петербургской губернии». Спб., 1864, т. I, отд. II, стр. 105—113. ]