- Динамическое программирование по профилю
- Содержание
- Общие принципы
- Задача о замощении домино
- Условие
- Решение
- Реализация
- Задача о симпатичных узорах
- Условие
- Решение
- Реализация
- Динамика по изломанному профилю
- Пример
- Динамика по профилю. Задача «паркет»
- Сообщений [ 14 ]
- 1 Тема от darkhac 2009-10-01 16:51:40
- Тема: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 2 Ответ от manof 2009-10-04 11:42:24
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 3 Ответ от Oleg 2009-10-04 21:56:55
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 4 Ответ от ScalAr 2009-10-05 09:43:01
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 5 Ответ от Oleg 2009-10-13 14:39:04
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 6 Ответ от winger 2009-10-13 15:31:27
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 7 Ответ от Oleg 2009-10-13 15:34:37
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 8 Ответ от KADR 2009-10-13 16:20:49
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 9 Ответ от e-maxx 2009-10-13 22:47:15
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 10 Ответ от KADR 2009-10-13 22:56:06
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 11 Ответ от e-maxx 2009-10-13 23:10:41
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 12 Ответ от winger 2009-10-14 01:25:42 Отредактировано winger (2009-10-14 01:26:04)
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 13 Ответ от Narg 2009-10-16 00:52:55
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- 14 Ответ от winger 2009-10-19 20:44:42
- Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
- Сообщений [ 14 ]
Динамическое программирование по профилю
Определение: |
Динамическое программирование по профилю (англ. dynamic programming with profile) — способ оптимизации перебора количества вариантов с помощью динамического программирования, когда одно из измерений небольшое. |
Определение: |
Профиль (англ. profile) — один из столбцов (строк), удовлетворяющий условию задачи. Обычно используется в качестве состояния динамики. |
Содержание
Общие принципы
Обычно дана таблица и надо посчитать количество замощений этой таблицы некоторыми фигурами (замощение шахматной доски доминошками). Можно перебрать все варианты и выбрать из них удовлетворяющие условию. Но можно воспользоваться методом динамического программирования по профилю и сократить время по одной размерности до линейной. Затем пусть у нас есть правило по которому надо заполнить и для него нам надо [math]k[/math] предыдущих линий. Тогда можно перебрать все замощения длиной [math]k\times n[/math] . В итоге нужно заполнить данную таблицу этими замощениями. Получается, что если перебирать все варианты нам понадобится [math]O(a^
Задача о замощении домино
Условие
Найти количество способов замостить таблицу [math]n\times m[/math] с помощью доминошек размерами [math]1\times 2,2\times 1[/math] .
Решение
Для удобства можно хранить профили в виде двоичных масок. В качестве состояния динамики будем использовать профили размерами [math]n[/math] . В этом профиле [math]1[/math] будет означать, что домино лежит горизонтально и заканчивается на этом столбце, иначе [math]0[/math] . Таких профилей будет [math]2^n[/math] . Теперь проверим из какого профиля в какой можно перейти.
Из профиля [math]i[/math] в профиль [math]j[/math] можно перейти если выполняются условия:
- Можно положить горизонтальные домино. То есть там где в [math]j[/math] профиле стоит [math]1[/math] , в [math]i[/math] профиле должен стоять [math]0[/math] .
- Можно доложить в оставшиеся клетки вертикальные домино. То есть оставшиеся [math]0[/math] в [math]i[/math] профиле должны образовывать четные подстроки.
Пусть [math]d[i][j] = 1[/math] если из профиля [math]i[/math] можно перейти в [math]j[/math] -ый, иначе [math]0[/math] .
Пусть так же [math]a[k][i][/math] — количество способов замощения первых [math]k-1[/math] столбцов и заканчивавшийся на [math]i[/math] -ом профиле. Тогда [math]a[k][i]=\displaystyle \sum_
Ответом будет [math] \sum a[m][i][/math] , где [math]i[/math] — профиль, который может быть последним (т.е. все группы из [math]0[/math] имеют четные размеры).
Реализация
Оценка сложности: подсчет [math]d — 2^<2n>[/math] , и подсчет [math]a — 2^<2n>m[/math] в итоге [math]O(2^<2n>m)[/math] .
Оценка памяти: [math]O(2^ <2n>+ 2^<2n>m)[/math] , так же можно заметить что в массиве [math]a[/math] для [math]k[/math] состояния нам нужно только [math]k — 1[/math] состояние, при такой реализации нужно будет [math]O(2^<2n>)[/math] . Еще можно не считать массив [math]d[/math] , а просто каждый раз перепроверять можем ли мы перейти в это состояние в итоге потребуется [math]O(2^
Задача о симпатичных узорах
Условие
Дана таблица [math]n\times m[/math] , каждая клетка которой может быть окрашена в один из двух цветов: белый или черный. Симпатичным узором называется такая раскраска, при которой не существует квадрата [math]2\times 2[/math] , в котором все клетки одного цвета. Требуется найти количество симпатичных узоров для соответствующей таблицы.
Решение
Для удобства можно хранить профиля в виде двоичных масок. В качестве состояния динамики будем использовать профили размера [math]n[/math] . В этом профиле [math]1[/math] будет означать что клетка закрашена в черный цвет, и [math]0[/math] если в белый. Из профиля [math]i[/math] в [math]j[/math] -ый можно перейти если выполнено условие:
- если поставить [math]i[/math] и [math]j[/math] профиль рядом, то не должно быть квадратов [math]2\times 2[/math] одного цвета
Пусть [math]d[i][j] = 1[/math] если из профиля [math]i[/math] можно перейти в [math]j[/math] -ый, иначе [math]0[/math] .
Пусть так же [math]a[k][i][/math] — количество способов раскрашивания первые [math]k-1[/math] столбцов и заканчивавшийся на [math]i[/math] -ом профиле. Тогда [math]a[k][i]=\displaystyle \sum_
Ответом будет [math] \displaystyle \sum_^ <2^n -1>a[m][i][/math]
Реализация
Оценка сложности: подсчет [math]d — 2^<2n>[/math] , и подсчет [math]a — 2^<2n>m[/math] в итоге [math]O(2^<2n>m)[/math] .
Оценка памяти: [math]O(2^<2n>+2^<2n>m)[/math] , так же можно заметить что в массиве [math]a[/math] для [math]k[/math] состояния нам нужно только [math]k-1[/math] состояние, при такой реализации нужно будет [math]O(2^<2n>)[/math] . Еще можно не считать массив [math]d[/math] , а просто каждый раз перепроверять можем ли мы перейти в это состояние в итоге потребуется [math]O(2^
Динамика по изломанному профилю
Определение: |
Изломанный профиль (англ. broken profile) — обобщение прямого профиля на случай, когда обработанным является не целое число столбцов, а некоторое количество столбцов и несколько первых клеток следующего столбца. |
Это очень сильная оптимизация динамики по профилю. Идея в том, чтобы добиться как можно меньшего числа переходов (от одного профиля к другому).
Пример
Еще раз используем в качестве примера задачу о замощении. Базовая линия теперь будет ломаной: при прохождении через [math]i[/math] -ю вертикаль сверху вниз, она переходит на предыдущую вертикаль и спускается до низу. Теперь профиль — это не только маска, но ещё и место излома.
Профилем будет пара [math](p, i)[/math] , в [math]p[/math] будет информация о [math]n + 1[/math] маленьком квадратике слева от базовой линии, имеющем с ней общие точки; [math]i[/math] обозначает номер горизонтали, на которой произошел излом. Квадратики профиля будут нумероваться сверху вниз, так что угловой будет иметь номер [math]i + 1[/math] . Горизонтали будем нумеровать с нуля, так что [math]i[/math] пробегает значения от [math]0[/math] до [math]n — 1[/math] .
Пусть [math]d[pr_1][pr_2] = 1[/math] если из профиля [math]pr_1[/math] = [math](p_1, i_1)[/math] можно перейти в [math]pr_2 = (p_2, i_2)[/math] , иначе [math]0[/math] .
- Eсли [math]i \lt n — 1[/math] , то [math]i_1 + 1 = i_2[/math] , иначе [math]i_2 = 0 [/math] ;
- Mожно так положить доминошку, накрывающую квадратик с номером [math]i + 1[/math] , что после этого в [math]p_2[/math] будет храниться в точности информация о соответствующих квадратиках.
Проще говоря, доминошку можно класть только двумя способами — как показано на рисунках (на квадратик с номером [math]i + 1[/math] можно положить не более одной вертикальной и горизонтальной доминошки). То, что потом получается после сдвига вниз излома, и будет новым профилем. Заметим, что если клетка [math]i + 1[/math] занята, то доминошку уже не надо класть, и [math](p, i)[/math] логично отождествить с [math](p, i + 1)[/math] . Условно пишется — » [math]i + 1[/math] «, однако, нужно всегда иметь в виду возможность [math]i = n — 1[/math] .
Легко заметить, что количество профилей увеличилось в [math]2n[/math] раз (добавилось число от [math]1[/math] до [math]n[/math] и еще один бит). Но зато количество переходов резко сократилось с [math]2^n[/math] до [math]2[/math] .
При такой реализации существует немало профилей только с одним переходом (например, у которых [math](i + 1)[/math] -й бит равен единице). Отождествим все профили с один переходом с теми, кто их них получается. Это будет выглядеть так: пусть [math]pr_2[/math] (и только он) получается из [math]pr_1[/math] , который, в свою очередь, получается из [math]pr_0[/math] . Тогда имеются такие соотношения: [math]d[pr_0, pr_1] = 1[/math] , [math]d[pr_1, pr_2] = 1[/math] . Отождествить [math]pr_1[/math] и [math]pr_2[/math] — это, по сути, заменить эти два соотношение на одно, то есть теперь [math]d[pr_0, pr_1] = 0[/math] и [math]d[pr_1, pr_2] = 0[/math] , но [math]d[pr_0, pr_2] = 1[/math] , и так далее.
Таким образом, возможно сокращение профилей не менее чем вдвое. Хотя можно совершить дальнейшие оптимизации.
В итоге асимптотика составляет [math]O(2^nnm)[/math] . Это доказывает, что данный метод значительно лучше простого способа подсчёта динамики.
Динамика по профилю. Задача «паркет»
MAXimal :: φορυμ » Algo » Динамика по профилю. Задача «паркет»
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений [ 14 ]
1 Тема от darkhac 2009-10-01 16:51:40
- darkhac
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2009-10-01
- Сообщений: 1
Тема: Динамика по профилю. Задача «паркет»
Может ктонибудь обьяснить решение предложеное в алгоритмах?
2 Ответ от manof 2009-10-04 11:42:24
- manof
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2009-09-01
- Сообщений: 13
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
3 Ответ от Oleg 2009-10-04 21:56:55
- Oleg
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2009-09-22
- Сообщений: 86
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
Кстати доминошную динамику можно реализовать и за O(M*N*M^2)
4 Ответ от ScalAr 2009-10-05 09:43:01
- ScalAr
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2009-09-10
- Сообщений: 10
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
Кстати доминошную динамику можно реализовать и за O(M*N*M^2)
5 Ответ от Oleg 2009-10-13 14:39:04
- Oleg
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2009-09-22
- Сообщений: 86
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
6 Ответ от winger 2009-10-13 15:31:27
- winger
- Участник
- Неактивен
- Откуда: Санкт-Петербург
- Зарегистрирован: 2009-06-17
- Сообщений: 25
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
Там не про O(M*N*M^2), а про O(M*N*2^M)
Тем не менее, количество замощений доминошками прямоугольника все же можно считать за полиномиальное время)
7 Ответ от Oleg 2009-10-13 15:34:37
- Oleg
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2009-09-22
- Сообщений: 86
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
Упс. Конечно описался
8 Ответ от KADR 2009-10-13 16:20:49
- KADR
- Участник
- Неактивен
- Откуда: Киев
- Зарегистрирован: 2009-06-25
- Сообщений: 231
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
На Тимусе есть такая задача
http://acm.timus.ru/problem.aspx?space=1&num=1594
Правда ее сдало всего 9 человек и я не из их числа. Интересно было бы узнать, как все-таки она делается.
В обсуждении есть формула, но в ней фигурируют синусы и косинусы, потому по ней считать нельзя.
9 Ответ от e-maxx 2009-10-13 22:47:15
- e-maxx
- admin
- Неактивен
- Откуда: Саратов
- Зарегистрирован: 2009-06-10
- Сообщений: 360
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
KADR
гугли по «ацтекскому диаманту».
10 Ответ от KADR 2009-10-13 22:56:06
- KADR
- Участник
- Неактивен
- Откуда: Киев
- Зарегистрирован: 2009-06-25
- Сообщений: 231
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
Я находил статьи про Aztec Diamond, но связи с этой задачей я не вижу.
11 Ответ от e-maxx 2009-10-13 23:10:41
- e-maxx
- admin
- Неактивен
- Откуда: Саратов
- Зарегистрирован: 2009-06-10
- Сообщений: 360
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
Например, статья Кохася «Разбиение ацтекских диамантов и квадратов на домино». У нас правда не квадрат, но всё равно по-моему вся информация есть в этой или подобных статьях. Кстати, в ней приводится и некая формула Кастелейна, которая как раз основана на косинусах и синусах.
12 Ответ от winger 2009-10-14 01:25:42 Отредактировано winger (2009-10-14 01:26:04)
- winger
- Участник
- Неактивен
- Откуда: Санкт-Петербург
- Зарегистрирован: 2009-06-17
- Сообщений: 25
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
Вообще, есть общий полиномиальный алгоритм для подсчета количества паросочетаний в планарном графе, правда к этой зададаче он не подходит (сложность порядка O(n^3)*(сложность длинного умножения n-битных чисел), где n — количество вершин в графе)
13 Ответ от Narg 2009-10-16 00:52:55
- Narg
- Участник
- Неактивен
- Откуда: St. Petersburg
- Зарегистрирован: 2009-09-28
- Сообщений: 3
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
Можно про последний поподробнее?
14 Ответ от winger 2009-10-19 20:44:42
- winger
- Участник
- Неактивен
- Откуда: Санкт-Петербург
- Зарегистрирован: 2009-06-17
- Сообщений: 25
Re: Динамика по профилю. Задача «паркет»
Собственно алгоритм:
1) ориентируем граф так, чтобы у каждой грани было нечетное число ребер, ориентированных по часовой стрелке
2) берем знаковую матрицу смежности (она будет антисимметричной)
3) считаем пфаффиан (корень из определителя, http://en.wikipedia.org/wiki/Pfaffian) этой матрицы. Он и будет количеством паросочетаний
Сообщений [ 14 ]
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
MAXimal :: φορυμ » Algo » Динамика по профилю. Задача «паркет»