Новый год в старину: чем украшали елки при царе и в СССР
Фото: из открытых источников
В России долго не знали традиции ставить елку к зимним праздникам. Чуждый обычай пришел в Российскую империю из Германии в XIX веке. Тогда елки устанавливали к Рождеству и украшали съедобными игрушками. В Советском Союзе праздничную елку запретили в рамках антирелигиозной кампании. Только в 1935 году хвойные деревья снова стали украшать, но уже не к Рождеству, а к Новому году.
До XIX века елку как «праздничное дерево» в Российской империи не знали. В 1700 году Петр I пытался ввести эту традицию, привезенную из стран Европы, но это коснулось только жителей столицы. Петр приказал украсить Москву хвойными деревьями: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». Людям меньшего достатка предлагали хотя бы «по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». После смерти Петра I об этом нововведении забыли.
В следующий раз «рождественское дерево» пришло в Российскую империю вместе с принцессой Фридерикой Шарлоттой Прусской. Она стала женой Николая I и получила новые имя и титул — императрица Александра Федоровна. По обычаю своей родины Александра Федоровна организовала во дворце первую рождественскую елку в 1828 году для своих детей и племянников, на праздник пригласили детей некоторых придворных.
В Большой столовой дворца установили восемь столов, на них поставили небольшие елки, украшенные конфетами, позолоченными орехами, яблоками. Под деревьями для детей оставили подарки.
200 рублей за рождественскую елку
После этого приема у императрицы петербургская знать стала устанавливать рождественские елки и в своих домах, но тогда это были скорее робкие эксперименты с чужой традицией.
В январе 1842 года Наталья Захарьина, жена писателя Александра Герцена, рассказывала в письме своей подруге, как в их доме впервые установили елку для маленького сына: «Весь декабрь я занималась приготовлением елки для Саши. Для него и для меня это было в первый раз: я более его радовалась ожиданиям». Это одно из первых упоминаний праздничной елки в русском доме.
В середине 1840-х годов в столице начался настоящий елочный ажиотаж. К концу 1840-х в Петербурге рождественское дерево устанавливали уже в каждом доме. Увлечение этим нововведением активно распространялось еще и потому, что в моду вошли произведения немецких писателей. Особенно популярной была рождественская сказка Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Важную роль в распространении праздничной елки сыграли кондитеры. В начале XIX века в Петербурге самыми известными мастерами кондитерского дела были выходцы из Швейцарии. К концу 1830-х годов они стали главными владельцами кондитерских предприятий в столице.
По примеру своей родины, в зимние праздники они начали продавать в кондитерских лавках маленькие елки, украшенные пряниками, конфетами, пирожными. Однако позволить себе рождественское дерево могли только обеспеченные семьи: самые маленькие елки стоили 20 рублей ассигнациями, самые богатые деревца могли продавать за 200 рублей. Для сравнения, за один рубль в это время можно было купить 2,5 кг говядины.
В начале 1850-х годов появился первый елочный базар — елки стали продавать у Гостиного двора. Деревья на елочный базар привозили крестьяне. В деревнях было не принято ставить хвойное дерево в доме, это считалось забавой городских и богатых людей. Но продажа елок быстро стала хорошим зимним заработком для крестьян, потому что российская знать уже в первые годы отошла от европейского обычая ставить маленькие елочки. Дворяне покупали в дома огромные деревья и даже соревновались в том, у кого елка окажется выше и будет богаче украшена.
Первое время деревья убирали не только сладостями, но еще и драгоценностями. В газетах после праздников описывали, как богатые елки обвивали «дорогой материей и лентами, верхние ветви украшали серьгами, перстнями и кольцами, а нижние ветви цветами, конфетами и плодами».
Долгое время рождественское дерево ставили только на один день. Накануне праздника елку тайно от детей приносили в дом и устанавливали в лучшем помещении. В богатых домах это были большие елки, которые стояли на полу, в семьях меньшего достатка небольшую елку устанавливали на столе, покрытом белой скатертью.
К ветвям прикрепляли свечи, развешивали украшения и сладости, эти лакомства дети потом могли снять и съесть. Под дерево складывали подарки. Все эти приготовления тоже были тайными. Перед тем, как детей впускали в комнату с елкой, свечи зажигали, а после открывали двери. Анастасия Цветаева, младшая сестра поэтессы Марины Цветаевой, писала о праздничных приготовлениях: «Прятали от нас [елку] ровно с такой же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть».
Когда праздничный вечер заканчивался, елку выносили во двор. Некоторые оставляли на дереве часть съедобных украшений, чтобы дети из городской бедноты могли их забрать.
Первую публичную елку провели в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала в Санкт-Петербурге. Огромная ель «одной стороной… прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги». После этого публичные елки стали устраивать в театрах, в зданиях дворянских, офицерских и купеческих собраний. Постепенно эта традиция начала проникать в провинцию.
Праздничные деревья появлялись в продаже за три дня до Рождества, чтобы елки не успевали высохнуть к празднику — сухая хвоя легко воспламенялась. Под украшенной елкой даже ставили емкость с водой или песком на случай пожара.
В начале ХХ на праздничных базарах появились более безопасные искусственные елки. Первую искусственную елку собрали в Германии в 1880 году, ее ветви сделали из проволоки, а хвою — из гусиных перьев, окрашенных в зеленый цвет.
Яблоки, орехи и яичная скорлупа
Самое раннее изображение рождественской елки датировано 1576 годом, оно находится в Эльзасе, в современной Франции, но в XVI веке это была территория Германии. Наряженные елки превратились в обязательный атрибут христианского Рождества именно в Германии, в первой половине XVII века.
Сначала почти все елочные украшения были съедобными, на дерево вешали орехи, яблоки, разнообразные сладости. Из-за этого праздничную елку даже называли сахарным деревом. На верхушку устанавливали восьмиконечную звезду как символ Вифлеемской звезды.
Потом стали появляться более долговечные украшения. На елку стали крепить позолоченные шишки, вешали пустые яичные скорлупки, покрытые слоем чеканной латуни, делали цветы из бумаги, фигуры животных из воска или ваты.
В XIX веке появились первые стеклянные шары для елок, их сделали в германском городке Лауша. Этот город был одним из центров стеклодувного производства, в 1835 году здесь даже изготовили первый в мире глазной протез из стекла.
Есть легенда, что лето 1847 года в Германии выдалось неурожайным, поэтому не было яблок для украшения рождественских деревьев. Тогда жители Лауши якобы пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки. Неизвестно, правда ли это, но в книге заказов у городских стеклодувов действительно сохранилась запись о заказе 1848 года на 60 елочных шаров разных размеров.
Первые стеклянные шары были тяжелыми толстостенными, их серебрили свинцом или цинком, покрывали воском и раскрашивали. В 1870 году мастер Луи Грайнер-Шолотфегер из Лауши изготовил первую рождественскую игрушку из тонкого стекла, покрытую нитратом серебра.
Долгие годы Германия была ведущим производителем стеклянных игрушек. Российская империя тоже заказывала там рождественские украшения. Однако такие игрушки могли позволить себе только при дворе, а обычные елки все так же украшали орехами, пряниками, конфетами и самодельными игрушками.
В магазинах продавали наборы для изготовления рождественских украшений. Например, можно было найти наборы из ореховых скорлупок и шишек, порошков для золочения или серебряных листочков, кистей и клея.
В Российской империи елки украшали яблоками, выращенными в Крыму. Основной урожай в яблоневых садах наступал в октябре, неспелые яблоки собирали, складывали в деревянные ящики и пересыпали опилками. Так фрукты дозревали, и к Рождеству их отправляли на продажу во все крупные города, чтобы богатые люди Российской империи успели украсить елки к празднику.
Картонаж, бонбоньерки и игрушки из ваты
Еще одной альтернативой дорогим стеклянным украшениям были сшитые из ткани игрушки или сделанные из ваты фигурки. Перед Рождеством в журналах печатали схемы, как изготовить ватную игрушку: «Варим клейстер. На 1 и 1/2 стакана воды берем 2-3 столовые ложки крахмала, доводим до кипения. Затем из проволоки делаем каркас. Вату делим на полоски, смачиваем клейстером и наматываем на проволоку. Закрепляем все это на каркасе с помощью ниток. Сушим игрушку два дня. Затем раскрашиваем».
В магазинах продавали ватные игрушки в виде ангелов, мальчиков на лыжах и девочек на коньках, у этих фигурок были фарфоровые головы. Для самодельных украшений продавцы предлагали специальные листы с цветными изображениями лиц. Эти головы можно было вырезать и приклеить на ватные и тканевые игрушки.
Скоро появились елочные украшения, которые называли картонаж — разнообразные фигуры, склеенные из двух половинок выпуклого картона. Их продавали листами, на картоне были вытиснены детали, которые покупатель самостоятельно выдавливал, вырезал и склеивал.
Производили эти украшения на станках в германских городах Дрездене и Лейпциге, а в Российскую империю их выписывали по почте. За лист картонажа с простыми фигурами животных платили 40 копеек. На эти же деньги можно было взять на рынке несколько килограммов речной рыбы. За лист сложных фигур вроде пушек и конных экипажей отдавали 1 рубль 20 копеек.
Еще одним обязательным несъедобным украшением были бонбоньерки – маленькие коробочки, в которые клали конфеты или подарки. Самые простые и дешевые бонбоньерки изготавливали из картона, дорогие коробочки обтягивали тканью, например, атласом. К елочным бонбоньеркам крепили ленты, за которые их подвешивали на дерево.
«Игрушечный» промысел
Собственное производство елочных украшений в Российской империи началось в Московской губернии, в Клинском уезде. На этих территориях обнаружили богатые залежи кварцевого песка, и в 1848 году князь Александр Меншиков получил разрешение построить стекольный завод в своем имении Александрово рядом с Клином.
В итоге по тем временам завод оказался очень крупным — там трудилось 176 рабочих. Мастеров-стеклодувов нанимали из опытных, приглашали их со стекольных заводов Тверской и Владимирской губерний. В 60-70-х годах XIX века наступил расцвет Клинского завода, в год он выпускал 1 600 000 разнообразных стеклянных предметов: флаконы, вазы, люстры, лампы и т. д. В начале XX века здесь же началось производство стеклянных елочных игрушек.
Игрушки изготавливали не только на заводе, но и по всей волости. Крестьяне, которые работали на производстве, овладев стеклодувным делом, уходили с завода и открывали собственные мастерские. Они производили посуду и предметы высокого спроса, например, женские украшения, бусы из стекла. Потом этими бусами стали украшать и рождественские елки.
Земства сообщали, что в деревнях волости 273 крестьянина занимаются стекольным промыслом. В мастерских трудились всей семьей. Мужчины при помощи кружки-горелки и самодельных кожаных мехов разогревали стеклянные трубки и выдували из них бусины. Женщины красили изделия в разные цвета, дети с восьмилетнего возраста нанизывали бусины на нити и так собирали рождественские гирлянды. Крестьянская семья из четырех человек, занятая в стекольном деле, могла выручить за неделю до 8 рублей – это был существенный доход.
Запрет на рождественскую елку, разрешение на новогоднюю
Незадолго до Первой мировой войны мастера стали объединяться в артели для более выгодной организации работы. В 1914 году появилась самая крупная «1-я Российская стеклодувная артель». Даже после прихода большевиков к власти артель продолжала работать и выпускала елочные игрушки вплоть до 1929 года. Потом Сталин запретил Рождество, а с ним и праздничную елку, и стеклодувы переориентировались на выпуск лабораторного оборудования.
В 1935 году снова заговорили о зимнем празднике и об устройстве елки для детей, но теперь это была новогодняя елка. Уже в следующем году открылись новые предприятия по производству елочных игрушек в Клинском районе. Первое время у сельских артелей возникали проблемы: не было качественного оборудования, многие мастера умерли, а с ними ушли навыки и секреты мастерства.
После окончания Второй мировой войны СССР стал заказывать в ГДР наборы елочных украшений. Немецкий город Лауша с его стеклянными заводами как раз оказался на территории Восточной Германии. В наборы новогодних украшений из ГДР входили: навершие на елку, 16 разноцветных шаров и 5 украшений «иной формы», например, фигурки животных. Эти наборы были дефицитом и редко встречались на новогодних базарах.
К концу 1950-х годов местный «игрушечный» промысел стабилизировался и нужда в привозных игрушках отпала. В Клинском районе появилось несколько артелей по производству елочных украшений, постепенно там сложились целые династии стеклодувов.
Мастера выпускали разноцветные бусы, раскрашенные вручную шары, фигурки животных, а так же новогодние игрушки с советской символикой. Вифлеемскую звезду на макушке заменили стеклянной пятиконечной звездой.
Большую роль в производстве советских елочных игрушек стали играть художники. Почти 30 лет ведущим художником клинского промысла был Юрий Кулыгин, он первым стал расписывать стеклянные игрушки мягкой кистью свободным мазком.
Еще одним известным художником елочной игрушки была Валентина Ермакова. Она придумала так называемые «шары с просветом» — сначала из стекла выдувался обычный шар, потом в нем делали фигурную вмятину и позволяли игрушке застыть. Внутри вмятины изображали что-то, например, елку, половину шара покрывали краской, другую половину оставляли прозрачной. В итоге возникала иллюзия, что изображение находится внутри шара.
Наша редакция будет благодарна, если вы поставите лайк нашим группам во «ВКонтакте», Facebook или «Одноклассниках». Также подписывайтесь на нас в Telegram и Instagram. Еще мы есть в Дзене и на YouTube.
История елочных украшений.
Продолжу предновогоднюю тематику. Но поскольку тема очень объемная я решила ее разбить на несколько.
Самыми яркими, сказочными праздниками, частью русской календарной обрядности были Новый год и Рождество. С этими праздниками всегда было связано много поверий и гаданий. Отражающие огоньки гирлянд, с причудливыми узорами, покрытые блестками, стеклянные елочные шары с детства предстали перед нами как чудесный символ новогодних праздников. Каждый раз мы наряжаем зеленую красавицу лучезарными шариками и мало задумываемся над тем, почему именно они завоевали статус традиционного рождественского украшения. А ведь на самом деле, у нарядного шара своя волшебная история…
В незапамятные времена у древних кельтских народов существовал обычай поклонения природным силам. Считалось, что живая природа населена разными сверхъестественными существами, и, чтобы получить их благосклонность и помощь, надо было приносить жертвы, доказывая таким образом свое почтение. Верили, что в ветвях деревьев живут духи, от расположения которых зависит урожай и плодородие. Поэтому священное дерево (первоначально таковым считалась яблоня) щедро наряжали, а вокруг него устраивали веселые песни и пляски. Позже ритуальным деревом стала вечнозеленая ель. Видимо, именно к этому кельтскому представлению и восходит европейская традиция украшать рождественскую елку.
Атрибутом новогодних праздников и знаком начинающегося года была елка. Новогоднюю елку ставили во дворах, украшая разнообразными деревянными игрушками, фруктами и конфетами. Само украшение елки становилось семейной традицией, в которой участвовали дети и взрослые.
Как правило, дерево радовало глаз лишь одни день, затем все сладкие украшения срывались детьми и уже на следующий день ствол с помятыми ветками попросту выбрасывали.
В дальнейшем под елку стали класть маленькие подарки и первые елочные игрушки. Так семейной елке, символами которой становились елочные игрушки, передавались функции семейного оберега.
Своеобразие российской елочной игрушки связано с особыми традициями празднования Нового года в России.
В России Новый год стал праздноваться 1 января «по примеру всех христианских народов» по указу Петра I в 1700 году. Для большинства населения России Новый год был днем веселых зимних святок и детских праздников.
Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы.
Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь, орехи – загадочность божественного провидения, вафли – святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи – сахаром.
Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть.
В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.
Яблоки занимали самое почетное место среди всего многообразия первых украшений. Осенью отбирались самые красивые яблоки, ровные, крупные и крепкие. Их бережно хранили до самой зимы. Легко представить, как торжественно смотрелись красные и желтые яблочки на фоне темно-зеленых ветвей. И именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков… Согласно легенде, некогда выдался недородный год и яблок было мало.Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили временную замену этому фрукту.
Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Они сразу же покорили сердца, так что очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Вышел указ об использовании серебристых шаров из Лауши в качестве рождественских украшений. Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир. Но украшения из стекла довольно долгое время были дорогостоящими, и поэтому домашние поделки продолжали оставаться любимым и полезным семейным занятием.
Обычай наряжать елку и делать это именно к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря, и было главным праздником (а Новый год был просто продолжением), пришел в Россию при Николае I. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами.
Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, потому по всему Петербургу, а затем и по всей России. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были, опять же, съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи.
В России, как и в Европе, первые рождественские елки украшали сладостями и фруктами. Но есть и чисто русские особенности. Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины.
Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.
В 1850 году в моду входит изготовление стеклянных елочных украшений. Их появление было вынужденной мерой, поскольку этот год был не урожайным яблоки, орехи пришлось заменить искусственными.
Нередко изготовлением стеклянных елочных игрушек занималась вся семья, по наследству передавая искусство стеклодувов и разрисовщиков. Основы стеклоделия, разработанные Ломоносовым в предшествующее столетие, подготовили расцвет искусства стекла в России в XIX веке.
В простых игрушках, созданных на радость детям, таилась поэзия нашей сказки, это драгоценные маяки проявления народного понимания красоты и любви народа к детям. Елочные украшения оформляются ярко, декоративно и условно, как по цвету так и по форме.
Около 1880 года в России появляются первые елочные игрушки, изготовленные фабричным способом. Правда, доставляют стеклянные и картонные игрушки из Германии. Но все же особый шик — украшения с фарфоровыми головками.
Эти заграничные штучки продавались в галереях и салонах Северной Пальмиры и Москвы. Из-за высокой стоимости, нормой было брать елочные украшения напрокат. Но те, кто попроще, запросто могли выбрать что-нибудь подходящее на местных ярмарках. Отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Уже к концу XIX века в России появляются артели по производству игрушек.
Растущий спрос увеличивал число кустарей-одиночек, изготовлявших елочные игрушки «на дому», они использовали для выдувки нехитрые кружки — горелки в которые плотно набивался фитиль. По нему из нижней емкости подавался керосин. Для создания высокотемпературного пламени из самодельных кожаных мехов с помощью ног подкачивался сжатый воздух. Игрушки выдували из стеклянных трубочек-дротов разной длины и диаметра. Перед работой дрот сортировался и раскраивался ручным способом с помощью ножа или камня самим стеклодувом.
Появляются частные хозяева, которые в своих домах налаживали небольшие производства с наемными работниками, занятыми изготовлением мишуры, картонных фигурок, гирлянд и бус, выдуванием и росписью.
Правда, крупный завод всего один — питерский. Модно похвастать игрушками, сделанными самостоятельно. Причем в домах даже самых знатных вельмож. Дело в том, что накануне Нового года в продажу запускали специальные альбомчики для игрушек-самоделок. Внутри на листах помещали литографические веселые личики Дедушек Морозов, ангелочков, человечков, а также аксессуары к ним. Все это следовало вырезать и склеить.
Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов. Кроме стеклянных, в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше. В самом начале XX века лица игрушек стали лепными, производители освоили еще один материал — папье-маше. Главная тема украшений — домашняя, рождественская.
В Москве до 1917 года было несколько кустарных мастерских, например, в известной мастерами сезонных товаров Марьиной Роще, выпускавшими и елочные игрушки. Более того, основы народной культуры в Москве находили свое выражение, прежде всего в изделиях игрушечников, а также ткачей, ювелиров, керамистов, кузнецов. России присущ «святочный» характер.
Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее, с начала 1927 года, когда в новогодней елке увидели идеологическую угрозу советской власти. После смерти Ленина, в 1925-м, Новый год отмечать запретили и, соответственно, из продажи исчезли и елки, и игрушки.
В послереволюционный период до 1935 года празднование Нового года, как и Рождества, в традиционных формах, в том числе с наряженной елкой, было отменено, стеклодувные мастерские закрыты или перепрофилированы. Но кустари продолжали делать игрушку «для себя», передавая из поколения в поколение навыки и секреты мастерства. Сохранению преемственности способствовало и то, что московский регион был одним из древнейших центров стеклодувного производства России.
Изготовлением изделий из бесцветного стекла славились московские мастера, работающие в Голутвинской слободе.
В период урбанизации и массовой миграции сельского населения, в 1910-1920гг. в Москву переезжали многие мастера-стеклодувы, которые вместе с москвичами составили основу будущих династий «Инея» (завод, выпускающий елочные украшения). Следует отметить, что подобные латентные, полулегальные формы существования народных промыслов в период стагнации и упадка очень распространены. Так «пережидали» годы коллективизации и Гжель, и Палех.
Новый год стал обычным рабочим днем недели, спать ложились как обычно – завтра на смену. Но люди все равно старались отметить любимый праздник. Именно в это время (а также в военные годы) появляется самое большое количество «самопальных» («домодельных») игрушек, т.е. сделанных не на фабрике, а дома, своими руками.
Об украшениях с 30-х годов я расскажу завтра.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов