Кабачок «13 стульев» (1966-1980)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме-спектакле
Однажды Александр Белявский, которого много снимали в Польше, привез в Москву множество юмористических журналов. Вместе с Георгием Зелинским, режиссером театра Сатиры они разработали идею телетеатра миниатюр, который сначала назвали «Добрый вечер». Задуманная первоначально трилогия превратилась почти в
бесконечность из-за писем телезрителей, да и пристрастия к спектаклю главы государства. Первым ведущим был Белявский. Потом решили сменить название, и был объявлен конкурс. «Кабачок 13 стульев» звучало менее размыто и более узнаваемо, к тому же это соответствовало количеству участников каждой серии.
Телеспектакль 60-х-70-х годов, имевший в стране колоссальный успех, «Кабачок» обладал острой критической направленностью и искрометным юмором. Третьим беспроигрышным составляющим стали лучшие европейские шлягеры, которые лучшие актеры Москвы «исполняли» под фонограмму. Миниатюры были взяты из польского сатирического журнала «Шпильки», и это позволило в условиях застоя смеяться над собственными недостатками, поскольку эзопов язык создателей телеспектакля был хорошо понятен зрителям. Все понимали, что видят на экране вовсе не поляков.
Персонажи были настолько типажны, что каждый узнавал в тупом и самодовольном пане Директоре своего собственного начальника; в счетоводе Вотрубе — хитрого «серого кардинала» при Директоре, кладущего деньги а свой карман; в прозаике пане Зюзе бездарного литератора, мусолящего выигрышную и совершенно беспроблемную тему; в тараторящих дамочках Каролинке и Катарине пустеньких барышень, идущих на поводу у моды; в бармене Беспальчике — немного циничного наблюдателя, знатока человеческих душ. Некоторые передачи запрещались цензурой и выходили с опозданием. Обычно передачи выходили с регулярностью раз в неделю — по субботам, в прайм-таймовское время — когда все зрители отдыхали дома.
Андрею Миронову удалось провести всего две передачи: подвела харизматичность — зрители посчитали, что он затмил остальных актеров и это разрушает передачу, на роль ведущего нужен более нейтральный актер. И Андрей Миронов был заменен Михаилом Державиным, создавшим образ среднего поляка — несколько фатоватого, не блещущего умом, но обладающего обаянием.
Михаил Державин появлялся первым еще у входа в «Кабачок», как постоянный завсегдатай, решивший скоротать вечер за кружкой пива. Он произносил свой монолог и раздвигал бамбуковую занавеску.
Юмористические сценки и шлягеры равномерно чередовались, чтобы ни то ни другое не утомляло зрителя. Первые передачи были черно-белыми и шли не в записи,поэтому возникали неприятности из-за появления актрис в мини-юбках, сбоя во времени. Когда «Кабачок» получил свою студию в Останкино, он стал цветным, но уже шел в записи. Шлягеры пан Ведущий добросовестно переводил, заглушая мелодию, и на студию пришло много писем с требованием «заткнуть» его и дать послушать хорошую музыку, поскольку зарубежную эстраду давали в то время только на Новый год и на Пасху, «Кабачок 13 стульев» оказался единственным сериалом, знакомящим зрителей с новыми европейскими песнями.
Почти все исполнители играли на сцене театра Сатиры, однако были и актеры других театров (Рудольф Рудин, Виктория Лепко, Георгий Вицин. ).
В юбилейный, десятый год передачи все ее участники были награждены званиями,премиями и ценными подарками от советского руководства. Польша присвоила «Кабачку» звание «заслуженного коллектива культуры Польской Народной Республики». Это был 1979 год.
Неприятности у авторов начались осенью 1980-го – с забастовки в ПНР докеров Гданьска в августе–сентябре и рождением профсоюза «Солидарность». Руководство СССР спешно заменяло комсомольского функционера и своего ставленника Каню, не справившегося с ситуацией, на умного и прагматичного генерала Ярузельского. Любой намек на Польшу в то время казался призывом к бунту. Последний раз передача вышела в эфир 13 июля 1980 г. Позднее, когда горячка схлынула и были предприняты несколько попыток возродить спектакль. Сначала «Кабачок» заменили «Домом и его обитателями», но передача была очень скучной. Потом еще одну попытку сделал Ю.Волынцев, уже с «Кабачком» – увы, зрители не приняли обновленный «Кабачок».
Наконец, в 1996 году Анна Макагон, режиссер театра «У камина», предложила вновь возродить спектакль. Некоторые актеры (Аросева и Державин) отказались в нем участвовать. Была отснята одна серия, которую показали на канале 2х2. Но грянул дефолт 1998 г. Спонсор (ТНО «Славянская бумага») обанкротился, и из-за отсутствия средств съемки больше не возобновились.
В дальнейшем, с наступлением эпохи гласности, роль «Кабачка» заметно снизилась. Спектакли были прекращены. Попытка Юрия Волынцева возобновить спектакль не имела успеха, поскольку «нельзя дважды войти в одну реку»: многие актеры умерли, тип юмора очень изменился, а спектакль стал казаться каплей в море перестройки. Это неизбежность, хоть и стоит пожалеть, понастальгировать о тех уютных временах, наполненных грустной и веселой иронией.
Кабачок «13 стульев» (1966-1980)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме-спектакле
Однажды Александр Белявский, которого много снимали в Польше, привез в Москву множество юмористических журналов. Вместе с Георгием Зелинским, режиссером театра Сатиры они разработали идею телетеатра миниатюр, который сначала назвали «Добрый вечер». Задуманная первоначально трилогия превратилась почти в
бесконечность из-за писем телезрителей, да и пристрастия к спектаклю главы государства. Первым ведущим был Белявский. Потом решили сменить название, и был объявлен конкурс. «Кабачок 13 стульев» звучало менее размыто и более узнаваемо, к тому же это соответствовало количеству участников каждой серии.
Телеспектакль 60-х-70-х годов, имевший в стране колоссальный успех, «Кабачок» обладал острой критической направленностью и искрометным юмором. Третьим беспроигрышным составляющим стали лучшие европейские шлягеры, которые лучшие актеры Москвы «исполняли» под фонограмму. Миниатюры были взяты из польского сатирического журнала «Шпильки», и это позволило в условиях застоя смеяться над собственными недостатками, поскольку эзопов язык создателей телеспектакля был хорошо понятен зрителям. Все понимали, что видят на экране вовсе не поляков.
Персонажи были настолько типажны, что каждый узнавал в тупом и самодовольном пане Директоре своего собственного начальника; в счетоводе Вотрубе — хитрого «серого кардинала» при Директоре, кладущего деньги а свой карман; в прозаике пане Зюзе бездарного литератора, мусолящего выигрышную и совершенно беспроблемную тему; в тараторящих дамочках Каролинке и Катарине пустеньких барышень, идущих на поводу у моды; в бармене Беспальчике — немного циничного наблюдателя, знатока человеческих душ. Некоторые передачи запрещались цензурой и выходили с опозданием. Обычно передачи выходили с регулярностью раз в неделю — по субботам, в прайм-таймовское время — когда все зрители отдыхали дома.
Андрею Миронову удалось провести всего две передачи: подвела харизматичность — зрители посчитали, что он затмил остальных актеров и это разрушает передачу, на роль ведущего нужен более нейтральный актер. И Андрей Миронов был заменен Михаилом Державиным, создавшим образ среднего поляка — несколько фатоватого, не блещущего умом, но обладающего обаянием.
Михаил Державин появлялся первым еще у входа в «Кабачок», как постоянный завсегдатай, решивший скоротать вечер за кружкой пива. Он произносил свой монолог и раздвигал бамбуковую занавеску.
Юмористические сценки и шлягеры равномерно чередовались, чтобы ни то ни другое не утомляло зрителя. Первые передачи были черно-белыми и шли не в записи,поэтому возникали неприятности из-за появления актрис в мини-юбках, сбоя во времени. Когда «Кабачок» получил свою студию в Останкино, он стал цветным, но уже шел в записи. Шлягеры пан Ведущий добросовестно переводил, заглушая мелодию, и на студию пришло много писем с требованием «заткнуть» его и дать послушать хорошую музыку, поскольку зарубежную эстраду давали в то время только на Новый год и на Пасху, «Кабачок 13 стульев» оказался единственным сериалом, знакомящим зрителей с новыми европейскими песнями.
Почти все исполнители играли на сцене театра Сатиры, однако были и актеры других театров (Рудольф Рудин, Виктория Лепко, Георгий Вицин. ).
В юбилейный, десятый год передачи все ее участники были награждены званиями,премиями и ценными подарками от советского руководства. Польша присвоила «Кабачку» звание «заслуженного коллектива культуры Польской Народной Республики». Это был 1979 год.
Неприятности у авторов начались осенью 1980-го – с забастовки в ПНР докеров Гданьска в августе–сентябре и рождением профсоюза «Солидарность». Руководство СССР спешно заменяло комсомольского функционера и своего ставленника Каню, не справившегося с ситуацией, на умного и прагматичного генерала Ярузельского. Любой намек на Польшу в то время казался призывом к бунту. Последний раз передача вышела в эфир 13 июля 1980 г. Позднее, когда горячка схлынула и были предприняты несколько попыток возродить спектакль. Сначала «Кабачок» заменили «Домом и его обитателями», но передача была очень скучной. Потом еще одну попытку сделал Ю.Волынцев, уже с «Кабачком» – увы, зрители не приняли обновленный «Кабачок».
Наконец, в 1996 году Анна Макагон, режиссер театра «У камина», предложила вновь возродить спектакль. Некоторые актеры (Аросева и Державин) отказались в нем участвовать. Была отснята одна серия, которую показали на канале 2х2. Но грянул дефолт 1998 г. Спонсор (ТНО «Славянская бумага») обанкротился, и из-за отсутствия средств съемки больше не возобновились.
В дальнейшем, с наступлением эпохи гласности, роль «Кабачка» заметно снизилась. Спектакли были прекращены. Попытка Юрия Волынцева возобновить спектакль не имела успеха, поскольку «нельзя дважды войти в одну реку»: многие актеры умерли, тип юмора очень изменился, а спектакль стал казаться каплей в море перестройки. Это неизбежность, хоть и стоит пожалеть, понастальгировать о тех уютных временах, наполненных грустной и веселой иронией.
Как появилась самая «европейская» передача на советском ТВ
Самая европейская передача в СССР выходила в эфир 15 лет. Для своего времени она была в некотором роде окном в Европу, мечтой о шикарной жизни, воплощенной сначала в черно-белом, а затем — и в цветном изображении. Даже поляки, смотревшие «13 стульев» через Интервидение, были довольны.
Несколько любопытных фактов о «Кабачке» — в сегодняшнем обзоре «РГ».
По воспоминаниям современников, идею передачи первым высказал актер Александр Белявский, в то время участвовавший в съемках легендарного многосерийного фильма «Четыре танкиста и собака».
Непосредственно работа над передачей началась с небольшой семейной стычки. Зоя Зелинская — актриса московского Театра сатиры — всегда была в курсе дел мужа, заведующего труппой. В тот вечер Георгий Зелинский как обычно разбирал накопившиеся за день бумаги, Зоя Николаевна заглянула ему через плечо: «А это еще что?». Зелинский отмахнулся: «Да так, ерунда. Приходили телевизионщики, предлагают экранизировать шутки из польских юмористических журналов. По-моему, какой-то винегрет. Все режиссеры отказались, а мне было неловко как-то сразу. Откажусь…».
Как вспоминает сама Зелинская, ей материал понравился. Но, поняв, что одной ей мужа не убедить, она подключила к делу «тяжелую артиллерию» в виде Ольги Аросевой (она еще с 1950-х была одной из ведущих актрис Театра сатиры).
Женское чутье не подвело: в итоге на свет появилась одна из самых популярных программ советского телевидения.
Первоначально программа называлась «Добрый вечер». А название, которое было знакомо каждому советскому телезрителю, появилось через год после выхода первого выпуска в эфир.
Существует несколько версий того, откуда взялись стулья.
Один из редакторов передачи Анатолий Корешков вспоминает: «Я предложил «13 стульев», потому что было в кабачке ровно 13 персонажей и 13 стульев стояло на съемочной площадке». Сначала этот вариант названия не приняли.
Белявский (он стал первым ведущим телепередачи) в одном из выпусков объявил конкурс среди телезрителей. Потенциальному победителю даже был обещан ящик дефицитного чешского пива. В редакцию приходили сотни писем. Среди предлагаемых названий были такие как «Подвальчик чудаков», «Забегаловка», «Шалаш Ильича» и многие другие.
Авторы программы при всем изобилии решили вернуться к предложенному вначале варианту «13 стульев». Лишь спустя почти 40 лет тайна была раскрыта: «победившее» название якобы придумал телезритель из Воронежа — в его роли выступил Виктор Заявлин постоянный автор программы, писавший юморески. Обещанное пиво ему вручили — правда, согласно «сухому закону», все бутылки в ящике были пусты.
Кстати, «буржуазное слово «кабачок» не сразу появилось в официальной версии названия программы — долгое время она именовалась как «Театр телевизионных миниатюр «13 стульев». В 1973 году газета «Правда» впервые открыто упомянула в заметке полное название телепередачи. С тех пор «кабачок» фигурировал и в титрах передачи.
Главные роли завсегдатаев кабачка исполняли, в основном, артисты московского академического Театра сатиры, худруком которого сегодня является Александр Ширвиндт.
Театр сатиры был образован 1 октября 1924 года. В первые годы в его репертуаре преобладали произведения, которые нельзя назвать пьесами как таковыми — это были пародийные обозрения на темы политики, бытовых проблем.
Вот что писали о театре газеты того времени. «. Сила обозрения — в его крепко завязанной связи с московским бытом; вокруг основного мотива об уплотнении вырастает ряд анекдотов и острословия, многие из них станут ходячими и будут повторяться в Москве. «, — считал автор «Правды». В издании «Жизнь Искусства» полагали, что обозрение московского быта, с которым дебютировал театр, не так хорошо, поскольку «в нем много от интимного, закрытого артистического «капустника» былых времен, в нем слишком много интеллигентского варения в собственном соку и узкокружкового литературного подхода к современному московскому быту. Но все это подано с таким сверкающим остроумием, но все это сделано так весело и легко, что невольно прощаешь эти первые ошибки на новом трудном пути».
Георгий Зелинский ради «Кабачка» ушел из театра. Хотя телепередача выходила раз в месяц, репетировали актеры почти каждый день, трижды в неделю — минимум. И если театр был на гастролях — телевизионщики следовали за ним. Иногда даже снимали в чужом городе.
В миниатюрах «Кабачка» снимались такие мэтры отечественного кино, как Ольга Аросева, Михаил Державин, Спартак Мишулин, Георгий Вицин и многие-многие другие.
Ольга Аросева (пани Моника) рассказала как-то, что однажды американские статистики подсчитали, что расход электроэнергии от включенных телевизоров больше всего был во время передачи «Кабачок «13 стульев».
Даже Валентин Плучек, главный режиссер Театра сатиры, труппе которого принадлежало большинство завсегдатаев «Кабачка», при всей нелюбви к телепостановке (по словам Михаила Ширвиндта, «Плучек физиологически ненавидел «Кабачок 13 стульев», просто в обморок падал от ненависти») не мог ничего поделать с популярностью передачи.
«Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями, с единством места, композиции стиля. Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом», — вспоминает Михаил Державин (пан Ведущий).
Кстати, в 1969 году программу чуть было не постигли серьезные перемены. Редакторы, подбиравшие миниатюры, видели, что «Кабачок» выдыхается: все польские журналы переведены, все шутки прозвучали с экрана. Авторы решают заменить одних завсегдатаев на других — под новые образы будет легче придумать текст, полагают они. Актеры, играющие панов и пани, обращаются в партком и в итоге театру выставляют ультиматум: если в «Кабачок» возьмут других актеров — театр сатиры перестанет сотрудничать с центральным телевидением. Редактор Анатолий Корешков спешно вылетает в командировку: в Польшу, Чехословакию, Венгрию и ГДР — за новыми шутками.
Позднее, когда «Кабачку» требовалась свежая кровь, на два-три выпуска в нем появлялись Васильева из МХАТа, Лилия Юдина из Малого театра, Наталья Богунова из театра Моссовета. Надолго не прижился никто. По словам стоявшего у истоков Корешкова, актеры из сложившейся уже труппы при появлении «чужака» так играли сцену, что гробили нового персонажа.
Когда телепередача завоевала популярность, ее участников стали чаще называть как персонажей «Кабачка», чем собственными именами.
К 1974 году такая популярность выходит актерам боком: их перестают снимать в кино, так как у зрителя неизбежно перед глазами возникает образ «пана» или «пани». «Нас называли халтурщиками. Мы были неуважаемы в своей семье в своем коллективе, потому что мы вроде бы занимались несерьезным делом. Сейчас это популярно, все понимают, что необходимо выходить на экране — тогда этого не понимали, не брали в кино, потому что на тебе ярлык «пани», — рассказывала Валентина Шарыкина (пани Зося).
Популярность была такой, что, по словам свидетелей эпохи, советские парикмахеры осваивали кудряшки «под пани Катарину», а швеи принимали заказы на костюм «как у пани Терезы». Именно благодаря «Кабачку» во многих квартирах появились бамбуковые занавески в дверных проемах.
Наталья Селезнева (пани Катарина и знаменитая Лида из «Операции Ы») воспоминает: «Моя подруга привезла из Франции очень красивый костюм — мини-юбку и блузку — и дала мне надеть на съемку. Я первая появилась на экране в мини-юбке, в ультрамодном костюме. И меня за это руководство телевидения лишило гонорара. Я была оштрафована за длину юбки, но зато сколько я получила писем от своих поклонников!».
Что характерно, страсти кипели и на экране, и за кадром. К 1973 году сериал-спектакль превратился в мыльную оперу. По сюжету сложились пары между пани и панами, и вся страна следила не только за экранизацией анекдотов, но и за перипетиями этих романов. Кипели страсти и на съемочной площадке. Так, Спартак Мишулин (пан Директор) со своей будущей супругой познакомился в телецентре — она работала монтажером в программе «Время», а он, как постановщик «Кабачков», частенько посещал монтажную. А вот Зелинские — Зоя (пани Тереза) и Георгий (режиссер) — напротив, развелись.
Кстати, поговаривают, что Леонид Ильич Брежнев был большим поклонником программы и старался не пропускать свежие выпуски. Когда его спрашивали, что он смотрит, он отвечал, что когда есть возможность, смотрит программу «Время» и «Кабачок».
За 15 лет в эфир было выпущено 133 выпуска спектакля-сериала. Съемки были прекращены в ноябре 1980 года после обострения политической обстановки в Польше.
В августе-сентябре 1980 года на судоверфи имени Ленина в Гданьске, где строили корабли по заказу РСФСР, было создано польское объединение профсоюзов «Солидарность». Это массовое движение антикоммунистической направленности объединило самые разные политические силы. КПСС расценивали происходящее как «беспрецедентный по масштабам забастовочный террор». Москва впервые за последние семь лет начинает глушить западные радиостанции.
Забастовки рабочих, возглавляемые электриком и будущим президентом Польши Лехом Валенсой, были подавлены после введения военного положения министром обороны страны Войцехом Ярузельским. «Советский фактор» в принятии Ярузельским решения о введении военного положения до сих пор является предметом дискуссий. Так или иначе, но продолжение юмористического сериала в сложившихся условиях не представлялось возможным.
Актеры «Кабачка» в это время репетировали 134-й выпуск передачи. Телепередачу с ее неизменными панами признают политически некорректной, и хотя никакого официального заявления о закрытии не было сделано, в эфир «Кабачок» больше не выходит.
По разным данным, сегодня в архивах сохранилось от 8 до 11 выпусков «Кабачка»: первые программы шли в прямом эфире и не записывались, более поздние хоть и записывались, но из-за дефицита пленки затирались свежими выпусками.