Упражнения на брусьях
Чтобы успешно выполнять упражнения на брусьях, гимнастам необходимо хорошо развить мышцы рук и плечевого пояса. Учитывая эту особенность, надо большое внимание уделять физической подготовке и обучать программным упражнениям в строгой последовательности.
Первая серия учебных заданий:
1. В седе ноги врозь на гимнастической скамейке перехват вперед, опираясь на прямые руки, поднять спину и перейти в упор стоя согнувшись ноги врозь (ноги не сгибать).
2. В седе ноги врозь на гимнастической скамейке перехват вперед, согнуть руки до 90° и, передавая на них тяжесть тела, удержаться 3–5 сек.
3. В упоре стоя ноги врозь согнуть руки до касания головой мата и вернуться в и. п.
Вторая серия учебных заданий:
1. Из упора стоя ноги врозь согнувшись кувырок вперед в сед ноги врозь (ноги не сгибать) с помощью и самостоятельно.
2. Из седа ноги врозь на скамейке, на которую положен гимнастический мат, перехват вперед, опираясь на руки, упор стоя согнувшись ноги врозь и кувырок вперед в сед ноги врозь.
3. Из упора стоя согнувшись на низких брусьях согнуть руки, опереться плечами о жерди и развести локти в стороны.
4. То же, но с последующим кувырком вперед в сед ноги врозь на низких брусьях.
Третья серия учебных заданий:
1. Из седа ноги врозь на низких брусьях кувырок вперед в сед ноги врозь с помощью и самостоятельно.
2. Из седа ноги врозь на брусьях кувырок вперед с помощью и самостоятельно. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под спину снизу жердей, другой за ногу, помогая поднять тело и перейти в упор на плечи.
Стойка на плечах.
Первая серии учебных заданий:
1. Из виса согнувшись (на брусьях или кольцах) вис прогнувшись медленно и быстро.
2. Стойка на голове самостоятельно на мате из упора стоя согнувшись ноги врозь.
Р ис. 27. Стойка на плечах махом
Вторая серия учебных заданий:
1. Из седа ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь медленно. Обратить внимание на опору плечами о жерди.
2. То же, но задержаться в упоре на плечах.
3. На низких брусьях из упора махом стойка на плечах с помощью.
4. То же из упора стоя согнувшись.
5. На брусьях из седа ноги врозь стойка на плечах с помощью.
Третья серия учебных заданий:
1. Размахивание в упоре по большой амплитуде (на 60–80°).
2. Из упора махом стойка на плечах с помощью и самостоятельно (рис. 27)
Размахивание в упоре и в упоре на предплечьях.
Первая серия учебных заданий:
1.В упоре маятникообразное движение телом по малой амплитуде (мах вперед – мах назад).
2. То же, но в упоре на предплечьях.
3. В упоре лежа, ноги на скамейке, прогибание, выпрямление и сгибание тела. Имитация действия на махе назад.
4. То же, но в упоре лежа на предплечьях.
5. В упоре лежа сзади, ноги на скамейке, сгибание и выпрямление тела. Имитация действий на махе вперед.
6. В упоре махом вперед сед ноги врозь, перехват вперед в упор лежа ноги врозь, перемах внутрь и махом вперед сед ноги врозь. Повторить 2 раза.
7. В упоре махом вперед сед ноги врозь перехват вперед в упор лежа ноги врозь на предплечьях, перемах внутрь и махом вперед сед ноги врозь. Повторить 2 раза.
Вторая серия учебных заданий:
1. Размахивание в упоре и в упоре на предплечьях с малой амплитудой маха (50–65°).
2. Размахивание со средней амплитудой маха (70–85°)
3. Размахивание с большой амплитудой маха (90–120°).
Третья серия учебных заданий:
1. Размахивание на низких и средних брусьях.
2. Размахивание по 8–10 раз подряд.
3. Размахивание, изменяя высоту маха (3 маха средней амплитуды и 3 большой).
Размахивание в упоре на руках.
Первая серия учебных заданий:
1. В упоре на руках пассивное размахивание прямым телом.
2. Из упора лежа на руках ноги врозь, тело выпрямлено перемах внутрь и размахивание прямым телом. Сделать 3–4 маха.
3. В упоре на руках поднять ноги до угла 30° и сделать ими активное движение вниз и назад (до прогиба).
4. В упоре лежа на руках ноги врозь прогнуться, быстро выпрямляя тело и приподнимая спину, сделать перемах внутрь (ноги соединить), мах вперед. В начале маха прогнуться, а в вертикальном положении сделать энергичное движение ногами вперед.
5. Размахивание в упоре на руках с хлестообразными движениями по ходу маха.
Вторая серия учебных заданий:
1. Размахивание в упоре на руках с амплитудой маха вперед и назад на 65–75°.
2. То же, но с амплитудой маха на 90–100°.
3. То же, но с амплитудой маха на 135–145°.
Третья серия учебных заданий:
1. Размахивание в упоре на руках.
2. Размахивание в упоре на руках, на махе вперед притянуть тело к кистям, а на махе назад, активно нажимая руками на жерди, приподняться над ними и немного выпрямить руки.
Подъем махом вперед (рис 28).
Из крайнего положения на махе назад, пройдя вертикаль, слегка согнуться в тазобедренных суставах и в этом положении подойти стопами ног к уровню жердей. Быстро разогнуться в тазобедренных суставах, направляя таз вверх. Затем столь же быстро вновь согнуться. Это последнее движение приведет к тому, что скорость, приобретенная средней частью туловища (область бедер, таза, поясницы), перераспределится на стопы и плечи и за счет незначительного опускания таза даст возможность спортсмену перейти в положение упора.
Р ис 28. Подъем махом вперед
Первая серия учебных заданий:
1. С помощью преподавателя, удерживающего ученика за голеностопные суставы на уровне жердей впереди, предлагается проимитировать разгибание и последующее новое сгибание в тазобедренных суставах.
2. С помощью преподавателя, поддерживающего ученика под таз и плечи, выполнить подъем махом вперед в сед ноги врозь.
3. С помощью преподавателя выполнить подъем в «чистом виде». Преподаватель стоит справа или слева и поддерживает занимающегося под таз и под плечи (соответственно правой и левой рукой).
Упражнение разучивается целостным методом.
Подъем махом назад из упора на предплечьях и упора на руках.
Первая серия учебных заданий:
1. В упоре сгибание и выпрямление рук в быстром темпе (не менее 6–8 раз).
2. Из упора лежа на предплечьях на гимнастической скамейке, ноги на 5–6 рейке гимнастической стенки, тело прогнуто, быстро выпрямляясь и поднимая спину, перейти в упор лежа.
3. То же на брусьях из упора лежа ноги врозь на предплечьях.
4. Лежа на животе на коне (козле), держась руками за рейку гимнастической стенки (или за ручку коня), прогибаясь, быстро поднять ноги назад.
Вторая серия учебных заданий:
1. В упоре размахивание большой амплитуды с хлестообразным движением ногами назад.
2. То же в упоре на предплечьях.
3. В упоре на предплечьях на концах брусьев взять ученика одной рукой за бедро, другой под живот и отвести ноги назад до горизонтального положения с прогнутым телом. По сигналу быстро перейти в упор. Следить за тем, чтобы в начале движения ученик вытянулся и плечи его находились в вертикальном положении, а при переходе в упор энергично выпрямился, поднял спину и вышел в упор.
Третья серия учебных заданий:
1. Определение амплитуды маха при размахивании в упоре на предплечьях (на 120–130°).
2. То же в упоре на руках.
3. То же в упоре.
Четвертая серия учебных заданий:
1. Подъем махом назад из упора на предплечьях на концах брусьев с помощью. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под бедро, другой под живот.
3. То же в середине брусьев с помощью.
4. Подъем махом назад из упора на предплечьях самостоятельно.
5. Подъем махом назад из упора на руках (рис. 29).
Р ис. 29. Подъем махом назад из упора на руках.
Соскок махом назад.
Первая серия учебных заданий:
1. Упор и размахивание в упоре. Удерживать плечи над опорой.
2. Из упора на бревне, коне, на одной жерди, на концах брусьев махом назад соскок.
Вторая серия учебных заданий:
1. Из упора лежа, тело выпрямлено, быстро прогнуться, быстро выпрямляясь, поднять спину и оттолкнуться носками от пола, удерживаясь на руках.
2. То же, но после толчка ногами прогнуться.
3. Из упора лежа на коне (бревне) то же, что упражнение 2, но соскочить в сторону.
4. В упоре лежа ноги врозь (опереться носками о жерди) прогнуться, быстро выпрямляя тело, оттолкнуться носками ног и отскочить вправо, переходя в упор на одну жердь (левая рука спереди), отпустить снаряд правой рукой и закончить соскок в прогнутом положении.
5. В упоре махом назад прогнуться, выпрямляя тело, перейти в упор на одну жердь и закончить соскок в прогнутом положении. С помощью и самостоятельно.
Одновременно обучать соскоку махом назад вправо и влево.
Вторая серия учебных заданий:
1. Размахивание и соскок махом назад на низких и средних брусьях (на концах и в середине).
2. Соскок прогнувшись после трех, двух махов и одного.
3. Из седа ноги врозь перемах внутрь и махом назад соскок.
Упражнения на брусьях Характеристика упражнений
Упражнения на брусьях выполняются махом в упоре, упоре на руках, в висе углом и висе согнувшись. Небольшие группы упражнений составляют статические положения и силовые перемещения,
обычно заканчивающиеся стойками на руках. Устройство брусьев позволяет выполнять все эти упражнения в положениях поперек и продольно, на одной или двух жердях, в середине и на концах жердей, лицом наружу и внутрь.
По структуре упражнения на брусьях подразделяются на движения махом вперед и назад, разгибом на махе вперед, махе назад и с места. Выполняются они над жердями, под жердями, с поворотами и перемахами, в форме подъемов и спадов, оборотов и переворотов, кувырков и сальто и т. п.
Для овладения разнообразными упражнениями на брусьях гимнастам необходима хорошая физическая подготовленность. Наиболее высокие требования предъявляются к скоростно-силовым показателям мышц рук, туловища и плечевого пояса, которые обеспечивают выполнение основных действий в различных условиях опоры о жерди. Помимо того, гимнаст должен владеть рядом специфических навыков: правильной технической осанкой в упорах, висах, стойках; рациональной техникой размахиваний в упорах и висах; вспомогательными движениями руками в плечевых суставах при ускорении маховых движений и отталкиваний от жердей в подъемах, поворотах и сальто и др.
Наиболее характерные особенности правильной технической осанки при выполнении упражнений в упоре — выпрямленное положение тела, отсутствие прогибания в поясничном, отделе позвоночника, умеренное напряжение мышц плечевых суставов и груди-ноключичных сочленений, обеспечивающее, с одной стороны, высокое положение туловища на махе спереди и сзади, с другой — упругое провисание в момент прохождения телом нижнего вертикального положения. Правильная техническая осанка при выполнении упражнений в висах характеризуется упругим провисанием в плечевых и грудиноключичных суставах, округленным положением спины и наклоном головы на грудь.
Последовательность обучения упражнениям на брусьях должна определяться в зависимости от структурного сходства движений и уровня физической и технической подготовленности гимнастов. Вначале разучиваются профилирующие упражнения, которые облегчают затем успешное освоение других упражнений данной структурной группы.
Основные упражнения
Статические положения 1. Стойка на плечах. В стойке на плечах слегка прогнутое тело располагается вертикально ногами вверх, голова слегка отводится назад. Опора производится на плечи и кисти рук, локти разведены в стороны. Стоя сбоку, преподаватель поддерживает гимнаста из-под жердей одной рукой под спину, другой — под грудь. Последовательность разучивания: а) на стоялках с помощью преподавателя освоить правильное положение тела в стойке;
б) на низких брусьях или стоялках из седа ноги врозь силой стойка на плечах;
в) из упора стоя на колене на низких брусьях махом другой ноги стойка на плечах;
г) из размахивания махом назад стойка на плечах.
2. Стойка на руках. Слегка прогнутое вытянутое вверх тело гимнаста опирается на вытянутые вверх руки, которые, в свою очередь, опираются кистями о жерди.
а) с помощью преподавателя освоить правильное положение тела в стойке на руках на полу;
б) то же на стоялках;
в) на концах низких брусьев лицом наружу махом назад стой ка с помощью преподавателя, стоящего на возвышении и поддер живающего гимнаста под плечо и бедро;
г) то же в середине низких брусьев.
К этой структурной группе относятся упражнения, выполняемые из статических положений и заканчивающиеся ими. Силовые пере мещения 1 исполняются согнувшись, прогнувшись^ с разведенными и сомкнутыми ногами, со сгибанием рук и с прямыми руками. Это пе реходы силой в стойки на плечах и руках, в горизонтальный упор на локте. (
Выполнять силовые перемещения могут только физически сильные гимнасты. Наиболее типичны следующие специальные упражнения для развития силы:
а) сгибание и разгибание рук в упоре, упоре лежа, во время размахивания;
б) на стоялках и брусьях отжимание в стойку на руках из стой ки на плечах с помощью партнера;
в) многократное выполнение стоек небольшим махом;
г) упражнения с амортизаторами и отягощениями для разви тия силы различных групп мышц.
Многие стойки выполняются со сгибанием тела. Чем больше согнуто тело, тем легче выполнять стойку, так как вращательный момент тяжести тела уменьшается. Чтобы уметь рационально выполнять стойки, гимнасту необходимо обладать хорошей подвижностью в тазобедренных и плечевых суставах.
Размахивания в упорах
1. Размахивание в упоре. По мере овладения размахиванием в упоре на предплечьях необходимо переходить к размахиваниям в упоре (рис. 161). Очень полезно разучить размахивание со сгибанием рук на махе назад и выпрямлением их на махе вперед. При этом необходимо следить, чтобы гимнаст, сгибая руки в момент окончания маха назад и выпрямляя их на махе вперед, выпрямлялся в тазобедренных суставах. Затем следует сгибать руки в конце маха вперед, а выпрямлять махом назад. Эти упражнения разви-
вают силу мышц рук и подготавливают гимнастов к овладению подъемами махом вперед и назад.
Когда гимнасты освоят размахивания с широкой амплитудой (носки ног выше плеч), необходимо научить их точно оценивать амплитуду движений и ее варианты. Для этого рекомендуется использовать дополнительные зрительные и тактильные раздражите-
ли (ориентиры). Спереди или сзади на специальных стойках подвешивается ■ мягкий предмет (мяч, флажок и т. п.), и гимнасту дается задание при размахивании коснуться = его ногами, бедрами, животом или тазом. Для более точной оценки амплитуды размахиваний следует использовать переносной градуированный фон.
Совершенствованию техники размахиваний неооходимо уделять самое серьезное внимание. Для этого на каждом занятии следует многократно повторять размахивания с различными амплитудой и скоростью в разнообразных вариантах (с прямыми руками, сгибая и выпрямляя руки).
2. Размахивание в упоре на руках изучается вслед за освоением двух предыдущих способов. Очень важно предварительно укрепить мышцы плечевого пояса, чтобы плечи при размахивании оставались выше плоскости жердей.
Соскоки, подъемы, кувырки, повороты махом вперед
Соскок махом вперед углом. На махе вперед в вертикальном положении, слегка сгибаясь, ускорить движение ног вперед. В момент прохождения носками ног плоскости жердей начать смещение тела в сторону соскока (вправо), а когда они будут на уровне плеч, энергично прогибаясь, оттолкнуться правой рукой и, упираясь левой рукой о дальнюю жердь, вывести плечи вправо. Далее оттолкнуться левой рукой, переставить ее на правую жердь и приземлиться.
Соскок махом вперед боком (рис. 162). По ходу маха вперед энергично подать ноги вперед, слегка сгибаясь и поворачивая носки ног в сторону соскока (вправо). Как только носки достигнут
уровня головы, нужно, разгибаясь и поворачивая боги направо, энергично оттолкнуться левой рукой. Одновременно продолжая поворот тазом и плечами, сместиться в сторону соскока,
активно опираясь на правую руку, закончить поворот в положении боком, левую руку отвести в сторону. Оттолкнувшись правой рукой, приземлиться спиной к брусьям. Страховать, поддерживая гимнаста одной рукой под плечо, другой подталкивая под таз, если его ноги остаются над жердями. Разучивать соскок на низких брусьях, вначале из упора, опираясь правой ногой на жердь и махом левой, затем на концах жердей лицом наружу.
он опаздывает, перехватить руками жерди. Чтобы не помешать гимнасту переставлять руки вперед, нужно наклониться назад и слегка отойти назад, а как только руки гимнаста пройдут вперед, возвратиться для оказания страховки.
Последовательность разучивания: а) высокий мах вперед с задержкой в крайней точке, акцентируя внимание на нажиме руками на жерди;
3. Подъем махом вперед (рис. 163). В крайней точке маха назад, когда ноги и таз поднимутся выше жердей, гимнаст, округ ляя и поднимая спину, незначительно сгибается в тазобедренных суставах. Далее, по ходу маха вперед он вначале прогибается, а* затем — несколько раньше, чем тело подойдет к вертикали,— дела ет энергичное движение ногами вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах (до 135°).
До того, как ноги достигнут уровня жердей, гимнаст резко разгибается, притормаживая движение ног. Вслед за этим он делает энергичный рывок грудью и, отталкиваясь плечами от жердей и нажимая руками на жерди, переходит в упор, слегка сгибаясь в тазобедренных суставах. Вначале упражнение разучивается из упора на предплечьях в сед ноги врозь и в упор, затем из упора на руках с опорой ногами о коня (козла), поставленного внутри жердей. Первые попытки рекомендуется выполнять на наклонных (вперед) жердях. Страховать и оказывать помощь стоя сбоку, подталкивая гимнаста руками снизу под поясницу и таз и поддерживая затем под бедра.
4. Кувырок назад прогнувшись (рис. 164). На махе вперед, проходя вертикаль, ускоренно подать ноги вперед и, слегка сги баясь.в тазобедренных суставах, продолжить мах, нажимая рука ми на жерди. Когда туловище поднимется выше жердей, плавно разогнуться и, отпустив жерди, развести руки в стороны, повора чивая их наружу. При этом голову следует плавно отвести назад и слегка приподняться, опираясь плечами о жерди и сохраняя про гнутое положение тела. Как только тело пройдет вертикальное положение, нужно быстро взяться за жерди и опять перейти в упор на руках. Страховать и помогать стоя сбоку, подталкивая гимна ста снизу под спину и поддерживая затем под живот и бедра, если
б) при разгибании тела и разведении рук из высокого упора на руках согнувшись преподаватель, стоя на жердях, поднимает гим наста за ноги. Эти движения повторить несколько раз;
в) из стойки на плечах, разводя руки, выполнить вторую часть кувырка — перехват руками и опускание тела в упор*на руках;
г) выполнить кувырок назад из размахивания в упоре на ру ках с перекатом грудью на мат, положенный на жерди за головой гимнаста так, чтобы при кувырке голова свободно проходила. Сле дить за сохранением прогнутого положения тела и быстрой пере становкой рук.
Когда кувырок будет освоен, можно приступать к разучиванию его в упор и в стойку на плечах. Эти упражнения имеют ту же техническую основу и отличаются лишь завершающими действиями. Вслед за разгибанием тела и отведением головы назад нужно, не разводя руки, быстро переставить кисти на жерди за плечи, прежде чем тело пройдет вертикальное положение, а затем либо опуститься в упор выпрямляя руки, либо остаться в стойке на плечах. Оказывать помощь стоя сбоку на возвышении и поддерживая гимнаста под голени или бедра, задерживая его, в стойке на
5. Поворот махом вперед (рис. 165). Из стойки на руках, сохраняя выпрямленное положение тела, начать опускание в упор, слегка подавая вперед плечи и несколько сдерживая мах. Когда тело дойдет до горизонтали, прекратить сдерживать мах и, возвращая плечи к вертикали над точками хвата, начать ускоренно опускаться. До того, как тело пройдет вертикальное положение, актив-
но ускорить мах вперед, слегка сгибаясь и подавая ноги и таз вперед, а затем вперед-вверх. При этом нужно нажимать прямыми руками в направлении, противоположном маху, голову опустить на грудь. При прохождении вертикали тело слегка провисает в плечевых и грудиноключичных суставах. Когда ноги окажутся выше головы, а таз на уровне плеч, начать разгибание с поворотом (налево). Вначале поворачиваются ноги и таз, а затем, с момента отпускания жерди правой рукой,— туловище. Левой рукой нужно активно оттолкнуться, поднимая, ноги и туловище и продолжая пово-
рот. До того, как закончится маховое движение, оттолкнуться левой рукой и быстро переставить руки на жерди слегка под себя. Страховать и помогать стоя справа у жердей на возвышении, поддерживать под таз и бедра, фиксируя конечное положение.
По с л едователь-ность разучивания:
а) уточнить характер и последовательность дей^*
ствий из упора лежа сзади вначале на матах, затем на стоялках с помощью преподавателя;
б) несколько раз выполнить упражнение из размахивания на концах низких брусьев (лицом наружу), вначале в соскок после дохвата, затем в упор с помощью;
в) то же в середине брусьев;
г) постепенно увеличивая амплитуду предварительного маха назад, довести его до стойки на руках, одновременно увеличивая высоту поворота. Выполнить упражнение на высоких брусьях. При появлении защитных действий вернуться к выполнению поворота на матах и низких брусьях с помощью.
Наиболее часто допускаемая ошибка при поворотах — разведение ног. Важно следить, чтобы эта ошибка не закрепилась. Для исправления данной ошибки рекомендуется выполнять упражнение с зажатым между носками ног небольшим предметом (поролон, бумага и т. п.).
6. Поворот махом вперед в упор на руках. Он отличается от поворота в упор лишь заключительными действиями. После поворота руки переставляются не под себя, а несколько впереди плеч, затем сгибаются и выполняется опускание в упор на руках (ото-двиг).
а) поворот махом вперед в упор на руках с поддержкой под бедра (на небольшом махе);
б) поворот махом вперед в упор на руках на обычном махе с поддержкой под бедра.
Соскоки, подъемы, кувырки, повороты, перемахи, ногами на махе назад
1. Соскок махом назад. На махе вперед, слегка сгибаясь, поднять носки несколько выше уровня плеч, а затем энергично выпрямить тело вперед и выполнить ускоренный мах назад. Когда ноги окажутся выше жердей, сместить тело в сторону (вправо), продол-‘
жая мах назад. В крайней точке маха быстро переставить левую руку на правую жердь несколько впереди правой. Тут же левой рукой оттолкнуться от жерди, отвести ее в сторону, слегка прогнуться и поднять голову. Постепенно, от попытки к попытке выполнять соскок все выше. При хорошем выполнении соскока тело гимнаста в крайней точке маха должно быть не ниже 45° от горизонтали. Начинать разучивание соскока следует из упора на концах низких брусьев лицом внутрь. Страховать и помогать стоя сбоку-впереди. Поддерживать гимнаста одной рукой под правое плечо, другой — подтолкнуть его, если он недостаточно выведет тело из жердей.
Соскок ноги врозь на концах брусьев (рис. 166). В конце маха назад быстро прогнуться и подать плечи вперед, затем, слегка поднимая таз, резко согнуться, широко разводя ноги, и, энергично оттолкнувшись руками, прогнуться. Перед приземлением соединить ноги. Страховать стоя впереди. Вначале помогать гимнасту смещаться вперед, вытягивая его за плечо на себя, если он остается над жердями. Разучивать соскок на низких брусьях: вначале освоить соскок перемахом одной ногой, затем другой, а после этого — соскок ноги врозь.
Соскок махом назад с поворотом кругом (рис. 167). Махом назад, как только ноги окажутся выше жердей, вывести тело в сторону (влево) и начать поворачивать носки ног налево. Подходя к горизонтальному положению, оттолкнуться правой рукой и быстро
переставить ее на другую жердь перед левой рукой обратным хватом, тут же оттолкнуться левой рукой, продолжить поворот всем телом и, оттолкнувшись правой рукой, переставить левую руку на жердь (за спину). В конце поворота прогнуться и приземлиться. Страхующему, поддерживая за левую руку, помочь гимнасту повернуться и переставить левую руку на жердь (за спину), а затем
поддержать его под спину или грудь в момент приземления.
а) с помощью преподавате ля, поддерживающего гимнас та под бедра, освоить харак тер и последовательность дей ствий на матах, затем на стоял- ках;
б) стоя на правой правым боком к низким брусьям, от вести левую ногу назад и
взяться правой рукой за ближнюю жердь. Оттолкнувшись правой рукой и прогибаясь, повернуться налево кругом и взяться левой рукой за жердь;
в) на низких брусьях соскок махом назад с поворотом на 90° спиной к брусьям.
4. Подъем махом назад из упора на руках согнувшись (рис. 168). Разгибаясь, вытянуться вперед несколько выше жердей, подтянуть плечи к кистям и, сгибая руки, начать мах назад. Перед тем как тело подойдет к вертикали, согнуться так, чтобы ноги от стали от туловища. За вертикалью усилить мах назад энергичным хлестовым движением. Когда ноги окажутся несколько выше уров ня жердей, сделать энергичный рывок туловищем; нажимая рука ми на жерди, подать плечи вперед-вверх и, выпрямляя руки, пе рейти в упор. Страховать и помогать стоя сбоку, поддерживая од ной рукой плечо, другой подталкивая снизу под бедра.
а) из размахивания в упоре на руках подтягивание (подбрасы вание) плеч к кистям;
б) то же, но в сочетании с подъемом махом назад;
в) подъем махом назад из упора на руках согнувшись с помо щью двух человек; один помогает руками из-под жердей, другой, стоя на возвышении, подхватывает ноги исполняющего и фиксиру ет гимнаста в конечном положении. Подъем считается хорошо ос военным, когда гимнаст в конечном положении приближается к 45° выше горизонтали.
5. Кувырок вперед прогнувшись (рис. 169). Мах назад выпол няется так же, как при подъеме махом назад, но он должен быть более продолжительным. Когда тело приближается к верхнему вертикальному положению, нужно развести руки в стороны и по ворачивать их внутрь. В момент прохождения вертикали голову
слегка наклонить на грудь, спину округлить. Опережая руками движение тела, быстро переставить руки на жерди. Страхующему, стоящему сбоку, вначале подтолкнуть гимнаста снизу на махе назад под бедра, а затем дать ему возможность, оттолкнувшись
назад, развести и переставить руки; после этого поддержать под спину и бедра.
а) кувырок вперед из стойки на плечах, разводя руки и пере ставляя их на жерди, при этом не сгибаться, а лишь округлять спину;
б) кувырок вперед из размахивания с помощью двух страхую щих; один, стоя рядом с брусьями, подталкивает гимнаста снизу под бедра на махе назад, а затем поддерживает под спину в конце кувырка; другой, стоя на возвышении с другой стороны брусьев, подхватывает ноги гимнаста и проводит их’за вертикаль.
6. Поворот махом назад в упоре на руках (рис. 170). Мах назад выполняется как при подъеме махом назад. Как только ноги окажутся несколько выше уровня жердей, их движение притормаживается и носки.ног поворачиваются (направо). Далее следует энергичное отталкивание руками от жердей и продолжается поворот всем телом, руки переставляются на жерди прежде, чем тело начнет опускаться в следующем махе назад. Страховать стоя сбоку: сначала слегка подтолкнуть гимнаста под бедра, затем, после поворота, поддержать под таз и спину.
а) отталкивание от жердей без поворота; следить, чтобы при отталкивании поднималось все тело (параллельно жердям), а не только плечи;
б) из упора на руках, стоя на правой, махом назад левой по ворот кругом (налево) в упор стоя на руках.
7. Перемахи ногами в упоре (рис. 171). Вначале осваиваются более простые перемахи одной ногой. После небольшого, но резкого, захлестывающего маха назад, когда тело гимнаста прогнуто, следует энергичное сгибание с отведением одной ноги наружу (вправо). Вслед за этим гимнаст резко отталкивается правой ру-
кой, слегка приподнимая таз, подает ноги вперед, а руку быстро переставляет на прежнее место под бедро ноги, проходящей снаружи. Затем тело вытягивается вперед, ноги соединяются. Техника выполнения перемахов ноги врозь и двумя над одной жердью отличается лишь тем, что в первом случае обе ноги широко разводятся, а толчок и перехват выполняются двумя руками, а во втором — сомкнутые ноги отводятся в сторону. Перемахи одной и двумя могут выполняться в соскок углом. При этом гимнаст, отталкиваясь рукой, переносит тяжесть тела на другую руку (влево, если пере-мах правой и двумя вправо), так что плечи выходят из жердей. Ноги и таз после перемаха также смещаются в сторону соскока, а правая рука переставляется на другую жердь (левую). Левая рука толчком отводится в сторону, затем следует разгибание и приземление.
Все перемахи могут заканчиваться углом в упоре. Страховать и помогать при перемахах одной и двумя сомкнутыми ногами следует стоя со стороны, противоположной перемаху (справа от гимнаста, если перемах левой, и наоборот). Одной рукой поддерживать под плечо, другой — под таз или поясницу.
а) хватом за концы низких брусьев (лицом внутрь) с прыжка перемахи одной и другой ногой;
б) имитация движений в упоре без перемахов.
Основное внимание обращать на захлестывающий мах назад и резкое сгибание тела с продвижением вперед ног и слегка приподнятого таза;
в) перемах одной, затем другой ногой в упор, в соскок, в упор углом;
г) перемах ноги врозь в упор и упор углом;
д) перемах двумя вправо и влево, затем в соскок углом.
1. Подъем разгибом из упора на руках согнувшись (рис. 172). Из размахивания в упоре на руках махом вперед, ускоряя движения и слегка сгибаясь, а затем выпрямляя тело, принять положе-
ние, близкое к стойке на лопатках. Пружинисто согнуться, приближая ноги к груди и слегка опуская таз, и в темпе резко разогнуться, направляя таз и ноги вверх-вперед. Разгибаться быстро с последующим торможением ног. Это обеспечит отрыв туловища и плеч от жердей. Далее, упираясь выпрямленными руками, перейти в упор и, продолжая разгибание и вытягиваясь вперед, начать
мах назад. Вначале упражнение разучивается в сед ноги врозь, затем в упор. Тренер помогает подтолкнуть гимнаста руками снизу под поясницу, а затем сдерживает движение ног (под бедра).
2. Подъем разгибом из виса согнувшись (рис. 173). Вис согнувшись можно принять с разбега, из виса углом, с прыжка или после спада назад из упора. Разберем наиболее сложный вариант после спада назад из упора. Слегка сдерживая мах вперед на крайней его точке, быстро согнуться, подни-
мая таз и носки ног. Отводя плечи назад, продолжать сгибание, упираясь руками и округляя спину, голову наклонить на грудь. По мере движения тела назад продолжать сгибание вплоть до прохождения тела через вертикаль в висе, при этом таз не опускать, руки должны быть на уровне середины бедра. Далее выполняется мах вперед-вверх в висе согнувшись с разгибанием тела в тазобедренных суставах, плечи, таз и ноги при этом должны , перемещаться вверх-вперед. С окончанием махового движения вверх-вперед и началом обратного движения следует опять согнуться, а несколько позже, когда тело пройдет вертикаль (от точек хвата), начать короткое энергичное разгибание. Одновременно следует активно нажимать руками на жерди в направлении назад. Выходя в упор, слегка согнуться, а затем разогнуться, подавая таз и ноги вперед. Помогая, поддерживать гимнаста под таз и спину при спаде и под таз и бедра при подъеме.
Последовательность разучивания: а) размахивание в висе согнувшись; на махе вперед и назад разгибаться, а в середине максимально сгибаться, провисая в гру-диноключичных и плечевых суставах и округляя спину;
б) на концах брусьев (лицом внутрь) с разбега подъем разги бом в упор с помощью;
в) то же, но из виса углом;
г) то же, но с прыжка в вис согнувшись;
д) освоить в середине брусьев подъем разгибом с разбега, затем из виса углом и, наконец, с прыжка в вис согнувшись;