Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю; прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
На фоне Пушкина снимается семейство. Фотограф щелкает, и птичка вылетает. Фотограф щелкает. Но вот что интересно: на фоне Пушкина! И птичка вылетает.
Все счеты кончены, и кончены все споры. Тверская улица течет, куда не знает. Какие женщины на нас кидают взоры и улыбаются. И птичка вылетает.
На фоне Пушкина снимается семейство. Как обаятельны (для тех, кто понимает) все наши глупости и мелкие злодейства на фоне Пушкина! И птичка вылетает.
Мы будем счастливы (благодаренье снимку!). Пусть жизнь короткая проносится и тает. На веки вечные мы все теперь в обнимку на фоне Пушкина! И птичка вылетает.
Другие статьи в литературном дневнике:
30.06.2017. приберусь, посуду вымою.
29.06.2017. Разговор с июнем
28.06.2017. А поезд, он такой
27.06.2017. Монологи в московском метро
26.06.2017. И не сказал ни единого слова
25.06.2017. Суббота. Июнь. Как же хочется спать.
24.06.2017. Весело болтая и пересчитывая карманную мелочь
23.06.2017. В прекрасном и яростном мире
22.06.2017. А был ли он, а было ль это
21.06.2017. Пачка сигарет
20.06.2017. Кошка подходит ближе, с точностью геометра
19.06.2017. Потерянный день
18.06.2017. Звездный билет
17.06.2017. Время Тёплой Земли
16.06.2017. А на столе стоит банка, а в банке тюльпан
15.06.2017. Едут дети
14.06.2017. Гриджия
13.06.2017. В мире людей и зверей
12.06.2017. Памяти Булата Окуджавы
11.06.2017. Я хочу говорить.
09.06.2017. Мы совпали
08.06.2017. Да, здесь как будто вправду нет меня
07.06.2017. Девятый век у северской земли
06.06.2017. С днём рождения Вас, Александр Сергеевич!
05.06.2017. Тонка
04.06.2017. Глаз, привыкший к уменьшенью тел
03.06.2017. Йо, майн либе тохтер
02.06.2017. 31 мая
01.06.2017. Поедемте в Лопшеньгу
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Брожу ли я вдоль улиц шумных… автор Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837)
Кавказ («Кавказ подо мною. Один в вышине…») →
См. Стихотворения 1829 . Дата создания: 26 декабря 1829 , опубл.: «Литературная Газета» от 6 января 1830, № 2, с. 10—11 . Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 т. М., 1956—1962
Профили на тематических сайтах
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдём под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживёт мой век забвенный, Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлёт судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне всё б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
Другие редакции и варианты
Строфа 1 Кружусь ли я в толпе мятежной, Вкушаю ль сладостный покой, Но мысль о смерти неизбежной Всегда близка, всегда со мной.
Между строфами 6 и 7 Вотще! Судьбы не переломит Воображенья суета, Но не вотще меня знакомит С могилой ясная мечта.
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне всё б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
История создания произведения
1829 год – год тридцатилетия Пушкина. Каким-то скрытым чутьем он начинает осознавать приближение смерти. До нее осталось не так много времени – всего 7 лет. Пушкин понимает, что молодость прошла, и пора подумать о своем будущем. Он сватается к Наталье Гончаровой. И не просто сватается, он влюблен в Наталью Николаевну со всей страстью, на какую была только способна его душа.
В 1829 году он побывал на Кавказе и в Турции, в местах боевых действий. Он был полон творческих планов. Но в то же время его все чаще посещают мысли о бренности бытия, о смерти. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» уже звучит как завещание, в котором он просит похоронить его на родной земле. До его гибели еще 7 лет. Стихотворение было опубликовано в ближайшем номере «Литературной газеты», организованной при активном участии Пушкина 6 января 1830 года. Издателем литературной газеты был близкий лицейский друг Пушкина Антон Дельвиг.
Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» — это лирико-философское произведение, написанное в жанре элегии. Своим меланхолическим настроением это стихотворение родственно «Элегии» («Безумных лет угасшее веселье…»), хотя второе стихотворение заканчивается на более оптимистической ноте).
Композиция и построение стиха
Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» состоит из восьми строф, написанных четырехстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка перекрестная. Женские рифмы чередуются с мужскими. Композиция двухчастная, что характерно для элегических произведений.
Первая часть – это размышления о бренности бытия, о смене поколений. Кому-то отпущено больше, кому-то – меньше. Но все в этом мире рано или поздно уходит в небытие:
Вторая часть заключена в последних трех строфах. Эта часть звучит как завещание. Поэт задумывается о времени и месте своей смерти, и последние строки звучат как пожелание поэта:
Тема и идея стихотворения
Тема стихотворения – жизнь и смерть. Главная мысль заключается в торжестве жизни, несмотря на кратковременность бытия. Люди умирают, но им на смену приходит молодое поколение, и жизнь продолжается. Природа вечна и неизменна. И несмотря на мысли о смерти и бренности бытия, которые рано или поздно посещают каждого человека, Пушкин был оптимистом и жизнелюбом.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» поэт применил следующие средства художественной выразительности:
Архаизмы в этом произведении выражены не только устаревшими словами, но и старой грамматикой: вечны своды, судьбина, предел, (в том значении, в каком применен в этом стихотворении), краса. Слово «предел» в значении край, родина считается архаизмом.
В стихах также встречаются инверсии (перестановка слов в предложении). Например, определение после подлежащего – самая часто употребляемая инверсия в этом произведении: вдоль улиц шумных, юношей безумных, дуб уединенный, младенца милого и др. В конце в последней строфе вторая строка написана с инверсией глагола: младая будет жизнь играть. Инверсия применяется обычно в поэзии, чтобы сделать акцент на переставленном слове.
Александр Пушкин — Брожу ли я вдоль улиц шумных: Стих
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю; прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
Анализ элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина
Родоначальник классической литературы, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка, Александр Сергеевич Пушкин, оставил после себя неоценимое наследие. Во многих лирических произведениях поэта отражаются его душевные переживания. Одним из таких является «Брожу ли я вдоль улиц шумных», написанное в 1829 году.
Историко-литературный контекст
Философские рассуждения в трогательной элегии 1829 года точно и лаконично передают мироощущение поэта того времени, когда его одолевали безотрадные мысли о прожитой жизни и страх перед грядущим. В первой редакции стихотворения автор напрямую заявляет о том, что его повсеместно преследует мысль о смерти. Заключительный вариант напечатан в «Литературной газете» (1830) и содержит в себе менее фатальный мотив смерти.
Жанр данного стихотворения — элегия, передающая глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Главный смысл стихотворения, его эмоциональная нагрузка нацелены на осознание судьбы поэта с глубоким и сложным внутренним миром.
Тематика и проблематика
«Брожу ли я вдоль улиц шумных» — это монолог поэта с самим собой. Главная тема стихотворения — неизбежность смерти:
«Мы все сойдём под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час»
Главный вопрос, который встаёт перед лирическим героем: » И где мне смерть пошлёт судьбина?» Вопрос риторический, заставляющий размышлять и приходить к какому-то выводу.
Даже чистый и невинный образ младенца приобретает негативную окраску, так как для лирического героя образ «милого» ребёнка — символ его скорой смерти. Здесь же затронута ещё одна философская проблема: цикличность жизни — одни рождаются, другие умирают: «Мне время тлеть, тебе цвести».
Рассуждения движутся по вектору от общего к частному: от смертности каждого человека до личных переживаний лирического героя по данному вопросу. Заключают же рассуждение мысли о вечных ценностях : родине, природе, красоте и жизни в целом.
Художественные приёмы
Стихотворение построено на ряде противопоставлений: жизнь — смерть, юность — зрелость, конечность — вечность.
Одним из ярких образов данного произведения является «дуб уединенный». Лирический герой хочет прожить долгую жизнь подобно вековечному дубу, пережившему «век отцов». Юноши же кажутся ему безумными своим безрассудством и отсутствием мыслей о смерти, ввиду долгой жизни впереди.
Велик перечислительный ряд стихотворения («брожу ли», «вхожу ль»,»сижу ли» ), символизирующий непрерывный поток мысли героя, где бы он не находился. С помощью эпитетов «уединенный», «забвенный», «охладелый», «бесчувственному», «гробового», «равнодушная» автор диктует меланхолично-грустное настроение всей элегии.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием. Такая чёткая ритмическая организация позволяет читателю полностью погрузиться в размышления лирического героя, начать сопереживать проблеме, осознать всю бренность бытия.
Вывод
Пушкинская поэзия чужда всего фантастичного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью. Лирика поэта знакомит нас с его философскими раздумьями о смысле жизни, о трагическом в жизни. Поэт хорошо понимает, что жизнь его времени полна страданий. Но он не теряет веры в будущее и сам называет свою печаль «светлой».