Как дятел лечит деревья

Конспект занятия «Наши меньшие друзья. Лесной доктор дятел»

Никифорова Оксана
Конспект занятия «Наши меньшие друзья. Лесной доктор дятел»

Цель: уточнить и расширить знания детей о дятле.

обобщить и уточнить знания детей о дятле;

активизировать словарь детей за счё т слов: «лесной доктор», «лекарь леса», «пёстрый», «расщелина», «долбить», «барабанная дробь», «клейкий».

рассказать о способах добывания им пищи, об устройстве гнезда, о той пользе, которую приносит эта птица лесу;

формировать умение детей рассуждать, логически мыслить, развивать фантазию;

развивать общую и мелкую моторики;

умение слушать, говорить по очереди, не перебивая друг друга;

любовь к родной природе, лесным обитателям;

Оборудование: слайд-шоу «О дятлах», листы бумаги, цветные карандаши, Шевченко Л. Л. «Наши меньшие друзья», рассказ «Лесной доктор».

Рассматривание альбома «Зимующие птицы»;

Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел»;

Чтение детям энциклопедических сведений о дятле;

Рисование «Птицы на кормушке»;

Дидактическая игра «Узнай по описанию»;

Ход нод.

Организационный момент, игра «Здравствуй!»

Дети стоят в кругу на ковре. Дети по кругу передают малый мяч с шипами и произносят слова: «Здравствуй, Ира!» и т. д. В конце хором произносят слова с движением:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю!

Я вас всех приветствую!

Руки перед собой образуют круг

Руки поднять вверх

Поднятыми руками помахать

Присесть и показать какой маленький

Руки развести в стороны.

Дети проходят и садятся на стулья.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

По деревьям я скачу,

Проверяю их, лечу,

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук?

Попадёт мне на обед,

Кто наносит деревьям вред

Дети: (Дятел)

Воспитатель: Правильно, это дятел. Скажите, а дятел – это зимующая или перелётная птица? (показ слайда)

Дети: Дятел – зимующая лесная птица.

Воспитатель: Правильно, а почему вы так думаете?

Дети: Его можно увидеть или услышать зимой в лесу, он сам добывает корм зимой, хотя его мало зимой.

Воспитатель: Ребята, каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Дети: Сорока, ворона, воробей, голубь, синица, клёст, снегирь.

Воспитатель: Посмотрите, а что это за дерево? (показ слайда)

Воспитатель: А что лежит под елью?

Дети: Под елью лежат шишки.

Воспитатель: Они упали с ели, наверное, здесь была чья-то столовая. А как вы думаете чья?

Дети: Столовая дятла.

Воспитатель: Зимой, ребята, деревья спят, и насекомые спят, а дятел питается семенами из еловых и сосновых шишек. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклёвывает семена. Поэтому мы можем увидеть весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору пустых шишек. Эта птица, ребята, живёт только там, где есть лес, потому что там, где леса нет, дятлу нечем будет кормиться. В начале марта, когда ещё лежит снег и нередки морозы, в лесу можно услышать «барабанную дробь». Это дятел чувствует приближение весны. Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Конечно, звуки не совсем музыкальные, но деревья им очень рады.

Воспитатель: Ребята, от какого слова произошло слово «дятел»?

Дети: Слово «дятел» произошло от слова «долбить».

Воспитатель: Правильно. Дятел ползёт по дереву снизу вверх и постукивает по нему крепким клювом. Дятел никогда не падает с дерева, потому что у него сильные ноги, острые когти, а опирается на дерево он сильным хвостом.

Также может быть интересно:  Как перевесить дверь холодильника lg без дисплея инструкция по применению

Воспитатель: Скажите, как в народе называют дятла?

Дети: В народе дятла называют «лекарем леса», «лесным доктором».

Воспитатель: Правильно. Если дерево здорово, нет под корой вредителей, он перелетает на другое. Если же дерево грызут жуки и их личинки, дятел садится поудобнее, отводит голову назад, а затем то часто, то редко барабанит по стволу. Продолбив дыру в стволе, запускает туда свой длинный клейкий язык. Насекомые, которые живут под корой, прилипнут к языку. Таким образом, дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает. Поэтому его и называют «лесной доктор». Дятел лечит деревья. За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев. Послушайте стихотворение про дятла.

Выбирали птицы главврача больницы.

Две сороки сгоряча предложили взять грача.

Ну, какой же доктор грач, он не врач

Может быть синичку? Тоже не годится.

Просит слово дать желна дятла черного жена:

«Я желна, сказать должна!Просто я огорчена,

просто не понятно, как забыли дятла?

Все глядят на дятла. Он одет опрятно:

пиджачок атласный и беретик красный.

Он сидит кору долбит, птицам важно говорит:

«Я хирург и спору нет. У меня и нос пинцет.

этим носом я стучу, все деревья излечу.

Стук и нету короеда, так с утра и до обеда

Согласились птицы дятел главный врач лесной больницы.

Встречаются пестрый дятел, зеленый дятел, черный дятел. (показ слайдов)

В наших лесах живёт большой пёстрый дятел. Как вы думаете, почему его так назвали? (показ слайда)

Дети: У него пёстрые чёрные и белые крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.

Воспитатель: Скажите, где можно увидеть дятла?

Дети: Дятла можно увидеть на деревьях, на лесных опушках, в рощах, в садах, в сосновых и еловых лесах.

Воспитатель: Скажите, чем питается дятел?

Дети: Дятел питается насекомыми, их яйцами, личинками, червячками, жуками, орехами, ягодами, семенами шишек ели и сосны.

Воспитатель: Правильно. А чем покрыто тело дятла?

Дети: Тело дятла покрыто перьями.

Воспитатель: Правильно. А что умеет делать дятел?

Дети: Дятел умеет летать, стучать по дереву, поедать вредных насекомых (жучков, паучков, цепляться когтями, ползать по деревьям.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где дятел себе гнездо устраивает?

Дети: Дятел устраивает себе гнездо в дупле дерева.

Воспитатель: Правильно. А в каком дереве ему легче выдолбить себе дупло – в старом или в молодом?

Дети: Выдолбить легче дупло в старом дереве.

Воспитатель: Правильно, в старом, потому, что у него мягкая древесина. А чтобы в гнезде ему было тепло и уютно, чтобы не залетал снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками.

Воспитатель: А как вы думаете, другие птицы могут сделать себе дупло?

Дети: Потому, что только у дятлов такой крепкий клюв.

Воспитатель: Ребята, но дятел другим птичкам помогает. Он себе каждый год новое дупло делает, а в старое поселяются другие лесные птицы. Дупло дятел делает высоко над землёй.

Дятел — охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная птица. При хороших условиях дятлы могут жить до 50 лет.

Физкультурная минутка с элементами логоритмики

Дети встают в круг на ковре.

Буйный ветер налетел,

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло,

Там уютно и тепло.

Также может быть интересно:  Крепеж для имитации бруса для внутренней отделки

Бегут по кругу, машут крыльями;

Останавливаются, поднимают руки вверх, качают руками;

Делают руками круг над головой, присаживаются на корточки и поворачивают голову влево, вправо

Дятел, какой по размеру? — Небольшой.

— Тело у него какой формы? — Продолговатое.

— Хвост у дятла, какой длины? — Короткий.

— Лапы, какие? — Сильные, цепкие.

— Крылья, какие по длине? — Короткие.

— Голова, какая по форме? — Круглая.

— Клюв, какой? — Острый, крепкий.

— Оперенье, какое по цвету? — Пестрое.

— Голова, спина, хвост и крылья, какие по цвету? — Серо-черные.

— Грудка сверху, какая по цвету? — Белая.

— Грудка пониже, какая по цвету? — Желтая.

— А совсем внизу грудка, какая по цвету? — Красная.

— На голове что есть? — Красная шапочка, щечки.

— А на крыльях зеркальца.

Пальчиковая гимнастика «Птицы на кормушке»

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушки.

Для щеглов и для синичек,и для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки зерна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку, угощенье ждет в кормушке.

Повторяется гимнастика 3 раза, слова произносятся с разной силой голоса.

Предложить нарисовать дятла, ориентируясь на схему и изображение.

Чтение рассказа «Лесной доктор» (Шевченко Л. Л. стр. 80)

— Ребята, о ком на занятии мы сегодня говорили?

— Что вам понравилось?

— Что было интересно?

— Что для вас было трудным или сложным?

У писателя Михаила Пришвина есть рассказ, который так и называется «Дятел». Предлагаю вам послушать его.

М. Пришвин «Дятел»

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.

И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый и деловой.

Поделки «Братья наши меньшие» Формирование знаний о животных является одна из важнейших задач экологического воспитания дошкольников. Знания являются основой формирования.

Конспект занятия «Наши близкие друзья. Домашние животные» (младший дошкольный возраст) Добрый день уважаемые педагоги! Разрешите предложить Вашему вниманию фотоотчет «Наши близкие друзья»(собака) Материал -фото (изображения.

Фотозарисовка «Наши меньшие друзья» Шесть лет назад в моём доме появилась вот такая милая красотка Алиса, В это же время родился внук, им сейчас по 6 лет. Данила обожает.

Конспект интегрированного занятия «Наши друзья птицы» для детей 3–4 лет Цель: закреплять знания детей о зимних явлениях в природе, расширять представления о зимующих птицах. Задачи: — формировать представление.

Конспект занятия с детьми старшей группы «Наши пернатые друзья» Конспект по экологическому воспитанию (образовательная область Познавательное развитие) с детьми старшей группы. Сегодня я хочу представить.

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Птицы –наши друзья» Цели: приклеивание готовой формы на определенной части основы листа согласно образцу; закрепление знаний о птицах. Задачи: учить детей выполнять.

Конспект занятия по формированию ЗОЖ «Наши друзья — витамины» во второй младшей группе Конспект занятия «Наши друзья — винамины» во второй младшей группе. Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: Расширять.

Также может быть интересно:  Козы которые пасутся на дереве

Конспект занятия во второй младшей группе «Птицы — наши друзья» Цели: приклеивание готовой формы на определенной части основы листа согласно образцу; закрепление знаний о птицах. Задачи: учить детей выполнять.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Наши меньшие друзья!» В зале оформлена фотовыставка и рисунки детей на тему: «Любимые питомцы». Дети-артисты расположились по периметру зала под музыку «В мире.

Конспект занятия по лепке «Доктор Айболит и его друзья» Тема: «Доктор Айболит и его друзья».(старшая группа) Цель: Учить детей передавать в лепке образы литературных героев. Задачи:.

Источник

Почему дятла прозвали лесным доктором?

О том, что дятел – лесной доктор практически все знают еще со школы. А как объяснить необычные таланты и лекарские умения этой птицы ребенку?

Попав в зимний лес, ощущаешь себя словно в сказке: воздух прозрачен и чист, не шуршат ветви, не поют птицы. И только где-то вдалеке слышится методичный перестук, словно кто-то отбивает тайное послание на морзянке. Если подобраться к источнику шума осторожно, не делая резких движений, то высоко на дереве можно застать нарушителя тишины.

Конечно, это дятел, который долбит кору в поисках пищи. Подлетев к подходящему дереву, птица вцепляется в кору острыми коготками и, опираясь на хвост, прочно усаживается на ствол и начинает его методично долбить. Дело в том, что у этой птицы превосходный слух, и она хорошо слышит вредителей леса – короедов, долгоносиков, усачей, древоточцев и других насекомых и их личинок, поедающих кору и вызывающих болезни и гибель дерева.

Почему дятла называют лесным доктором?

Понять, что дерево нуждается в помощи, птице как раз и помогает хороший слух. Закрепившись на стволе, она начинает аккуратно и методично простукивать кору, определяя на звук полости и пустоты, проделанные насекомыми. Как только нужное место найдено, птица расширяет отверстие до нужного размера и достает насекомых и их личинки длинным липким языком. Язык у дятлов удивительный: он может растягиваться вплоть до 20 сантиметров и истончаться в диаметре до такой степени, что беспрепятственно проникает даже в муравьиные ходы!

Распространенный пестрый дятел, которого легко узнать по примечательной «кардинальской» шапочке красного цвета, сам длиной в среднем 25 см. То есть птица способна растянуть язык практически на длину собственного тела!

В народе ходит фраза, что у дятла никогда не болит голова. И это правда, несмотря на совершение им в день ударов клювом, число которых превышает 10 тысяч! С чем это связано? У этой птицы специфическое строение мозга, который отделен от черепной коробки тонким слоем внутричерепной жидкости. Она не позволяет вибрациям набирать достаточную силу для того, чтобы нанести вред мозгу. К тому же нижняя часть клюва чуть длиннее верхней, поэтому основная часть удара приходится на нее.

Лесной доктор обладает отличным аппетитом и довольно прожорлив: в течение дня он может употребить сто и более насекомых и их личинок. Помимо спасения деревьев птица неосознанно помогает и другим пернатым товарищам, оставляя им после выведения птенцов выдолбленные дупла. На дне такого укрытия всегда есть дополнительный утепляющий слой из мелкой древесной стружки.

Таким образом, дятла называют лесным доктором, лекарем или санитаром абсолютно заслуженно: он помогает деревьям избавляться от вредителей, спасает их и способствует тому, что наши леса остаются живыми, зелеными и прекрасными.

Источник

Деревология
Adblock
detector