- Общая информация о паркетной доске
- Что нужно знать о паркетной доске
- Особенности производства качественной паркетной доски
- Виды паркетной доски
- Критерии выбора
- Укладка и последующий уход
- Строение паркетной доски
- Как выбрать паркетную доску для зала, гостиной или спальни
- Какую паркетную доску выбрать для детской комнаты
- Как выбрать паркетную доску для кухни и коридора
- Какую паркетную доску лучше выбрать для укладки на теплые полы
- Паркет
- Содержание
- История паркета
- Зарождение паркета в Европе
- Паркет в России в XVI столетии
- Паркет в России в XVII столетии
- Паркет в России в XVIII столетии
- Паркет в России в XIX—XX столетиях
- Виды паркета
- Натуральный паркет
- Штучный паркет
- Массивная паркетная доска (массивный паркет)
- Заменители натурального паркета
- Трехслойная паркетная доска
- Ламинированный паркет (ламинат)
- Художественный паркет
- Модульный паркет
- Породы дерева
Общая информация о паркетной доске
В последние годы паркетная доска — один из самых востребованных видов напольного покрытия в силу ее экологичности, отличных эксплуатационных качеств, декоративных особенностей. В нашем интернет-магазине представлена паркетная доска ведущих европейских фирм: Германии, Финляндии, Швеции, Бельгии, Голландии, Венгрии, Белоруссии и России.
Качественная паркетная доска по своим внешним и прочностным характеристикам может полностью заменить массив ценных пород дерева, являясь при этом более экономичным материалом. При этом стоимость паркетной доски может быть на порядок меньше.
Что нужно знать о паркетной доске
Паркетная доска — полностью натуральный отделочный материал, состоящий из нескольких (чаще всего трех) слоев древесины разных сортов. Подгонка слоев производится таким образом, чтобы исключить их деформацию в период эксплуатации. Первое производство слоистого паркета было организовано в 1941 году, но истинный расцвет этого бизнеса произошел только в начале текущего столетия.
Суть метода в том, что ценная древесина используется только для верхнего слоя (до 4 мм толщиной), а средний и нижний слои производятся из менее ценных пород, обычно хвойных. Благодаря тому, что средний слой имеет поперечное направление волокон, а верхний и нижний – продольное, прочность изделия увеличивается многократно.
Особенности производства качественной паркетной доски
Солидные производители организуют производство паркетной доски в несколько этапов (не менее семи), каждый из которых завершается контролем качества выполнения технологических операций:
- Подбор древесины для каждого слоя;
- Технологическая сушка сырья (выполняется в течение полутора месяцев паровым способом) и термическая обработка для образования густого янтарного оттенка и уплотнения исходной древесины;
- Распиловка заготовок с последующей сортировкой по качеству и оттенкам;
- Сборка паркетной доски производится автоматически путем последовательного склеивания слоев. Готовый массив пропаривается и повергается прессованию до получения необходимой жесткости. Затем верхний слой шпатлюется, при необходимости брашируется и проходит окончательную шлифовку;
- Финишная отделка – пропитка верхнего слоя специальными маслами и лакировка в несколько слоев;
- Фасонная обработка боковых продольных срезов для формирования замковых соединений;
- Упаковка готовых изделий, обеспечивающая безопасную транспортировку.
Виды паркетной доски
По рисунку поверхности паркетная доска подразделяется на:
- Однополосная – верхний слой состоит из одной цельной плашки;
- Двухполосная – верхний слой составлен из двух рядов плашек (коротких или длинных);
- Трехполосная – три плашки в ширину на верхнем слое (производится в разных цветовых сочетаниях).
Сравнительная характеристика паркета с различным набором планок
Структура паркетной доски | Количество планок | Расположение планок | Разновидности | Общий вид уложенного паркета | Особенности | Возможные направления укладки в помещении |
---|---|---|---|---|---|---|
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Зарождение паркета в ЕвропеЗарождением паркета мир обязан готической Европе, где в тот период (в конце 13 — начале 14 столетий) в домах вельможной знати полы стали выстилаться оригинально подобранными дощечками из различных пород деревьев, которые формировали невообразимо красивые на то время напольные покрытия в форме рисунков и орнаментов. Полы в жилых помещениях покрывались более скромно — досками, которые не вызывали у обитателей ничего кроме однообразной скуки и монотонности, поскольку были сработаны грубо и однотипно, пускай даже покрытые лаком или краской и отменно выстроганные. Тогда-то и возникла мысль о расчленении обычной массивной половой доски на отдельные дощечки строгой геометрической формы, которые, уложенные особым образом, намного разнообразили серый быт горожан. Так возник штучный паркет. В Средневековье паркет становится уже обязательной частью интерьера замков, дворцовых зал и жилья великосветской знати. Так в европейских государствах паркет достиг своей высокохудожественности. Паркет в России в XVI столетииМожно с полной уверенностью сказать, что первыми паркетными полами в России были полы из художественного паркета, щитового паркета, штучного паркета («дубовые кирпичи») и массивной паркетной доски. История паркета в России начинается приблизительно с 16 столетия — когда помимо настилаемых дощатых полов, состоящих из больших массивных досок во всю длину помещения, начали изготавливаться напольные покрытия из так называемых «дубовых кирпичей», вырезаемых из досок дуба. Подобные полы получили название «косящатых», поскольку укладывались именно знаменитым рисунком «елочкой». Их выкладывали на грубо сработанное основание из мягких пород древесины — преимущественно сосны. На Руси в те времена была широко популярна резьба по дереву, которая дала толчок для зарождения и развития художественного паркета на российских землях. Сначала он изготавливался русскими мастерами-паркетоукладчиками на щитовой основе (щитовой паркет). Самым востребованным размером являлись щиты величиной два на два аршина, что в пересчете на современные единицы длины равно 1,42*1,42 метра. Намного реже, но встречался щитовой паркет, уложенный на щиты величиной 1,5 на 1,5 аршина (1,07*1,07 метра соответственно) и 5 на 3 аршина (3,55*2,13 метра в пересчете на современные единицы измерения пространства). Художественный паркет выполняли обычно 2 способами — интарсией, которая предполагала инкрустацию, и маркетри, которая состояла в наборных работах. Изготовлялся деревянный настил и методом расколотых по всей длине бревен. Подчас они настилались прямо на глинобитные полы (особенно в южных регионах), но также крепилась к балкам и гвоздями из дерева. Паркет в России в XVII столетииВ 17 столетии на Руси паркет настилали на известковое основание, замазывая швы между паркетинами известью, замешанной на смоле. По краям стен выкладывали дубовые бордюры. Подобного рода паркет укладывали и немного ранее — примером могут послужить полы в Дмитровском соборе, что во Владимире, храма Василия Блаженного, Донского монастыря в г. Москва. Тогда была особо популярна резьба по древу: мастера выполняли настолько тонко свою работу, что её нельзя было отличить от настоящей чеканки, особенно в сочетании с оригинальной позолотой. Это умение и послужило основой для дальнейшего развития художественного паркета. Но нельзя сказать с полной точностью, что резьба по древу была присуща только этому историческому периоду — она начала свое развитие и становление ещё в 15-16 столетия, достигнув именно к этому времени необычайно высокого уровня искусства. 17 столетие стало достойным продолжением паркетного дела на Руси — совершенствуясь, развиваясь и пополняясь новыми методиками и знаниями. Более всего пользовались популярностью «дубовые кирпичи» (клепки из дубовой древесины), которые и составляли дворцовые полы. Паркет в России в XVIII столетииК завершению 18 столетия художественный паркет стал особо ценным и высокохудожественным. Толчок к развитию паркетного ремесла вообще и художественного паркета в частности на Руси был дан в период возведения Санкт-Петербургских дворцов. В ту пору появились новые методы укладки, которые стремительно совершенствовались и развивались. Те времена стали периодом Золотого века художественного паркета в России. На тот срок русские паркетчики начали осваивать новые сорта древесины для паркета, перейдя с груши, самшита, ясеня, бука, дуба и чинары на привозные, экзотические виды деревьев. Из русских деревьев для паркета годилась древесина берёзы, сосны и дуба. Произведенные из них паркетные полы отличались стойкостью к износу и истиранию поверхности. Примером может послужить паркет Муранова, Архангельского и Останкина, полы в Кускове (в музее-усадьбе) и в Останкинском дворце-музее. В целом мастера-паркетоукладчики использовали в работе свыше 50 пород древесины, среди которых значились:
Петр Великий, закрыв Оружейную палату в г. Москва (в 1711 году, мастерские при ней, которые занимались художественной резьбой по дереву) перевел всех умельцев на работы в С.-Петербург — для изготовления полов в строящиеся дворцовые комплексы. Умельцы научились настилать на полы «ковры из дерева», гармонировавшие по своей композиционной наполненности с потолочной росписью. Техника укладки паркета состояла преимущественно в изготовлении и наборе щитов, выкладываемых на решетку из прочных и хорошо высушенных брусьев. Этот исторический метод и стал впоследствии популярной современной технологией производства и настилания паркета. Паркет в России в XIX—XX столетияхИзготовление паркета на протяжении всего XIX столетия проводилось исключительно вручную. В ту пору отличились охтенские мастера по укладке паркета. Именно их в XIX столетии приглашали на работы в дома великосветской знати того времени и в петербургские дворцы (тогда велись активные работы по отделке дворцов). К примеру, в 1823-м году архитектор Росси поручил настилку паркета в Михайловском дворце Степану Тарасову, выходцу из Охты и его товарищам. В дальнейшие годы XIX столетия архитектор Стасов пригласил для работ в Зимнем и Екатерининском дворцах охтенских умельцев — Степана Тарасова, Федора Андреева, Дмитрия Никитина, Сафрона Тимофеева, Ивана Изотова и других мастеров. Паркетные промышленные предприятия начали возникать в начале XX столетия. Тогда, в первые годы, стали запускать свои цеха специализированные фабрики, которые перешли на массовый выпуск паркета из самых разнообразных пород древесины. Паркеты XIX и начала XX столетия стали примером русской классики. С того времени начались эксперименты в паркетном деле — в его производстве, в укладке (в стилях, форме, древесине, методах работы). Осуществлялся постепенный переход и на другие виды деревянных напольных покрытий. Виды паркетаДо недавнего времени паркетом принято было называть напольные покрытия из натурального дерева, однако развитие технологий вторглось и в такие, казалось бы, консервативные области деятельности человека, как обработка дерева и устройства полов. Натуральный паркетНатуральным паркетом принято считать штучный паркет и массивную паркетную доску, а также их производные — щитовой и наборной паркет. Штучный паркетШтучный паркет, возможно, наиболее распространенный вид паркета. Он представляет собой набор планок (клёпок) с гребнями и пазами для крепления из твердых пород древесины. Планки состоят целиком из твердой ценной породы дерева. Толщина планок колеблется в пределах 15-22 мм, длина достигает 500 мм, а ширина достигает 75 мм. Штучный паркет имеет неоспоримые преимущества перед многими видами паркета:
Массивная паркетная доска (массивный паркет)Старший брат штучного паркета — массивный паркет. Отличаются они лишь линейными размерами планок, да тем, что массивная паркетная доска не позволяет осуществлять укладку множеством рисунков. Чаще всего массивная доска ещё и дороже, так как требует большего количества цельной древесной породы на свое изготовление Массивная доска — это напольное покрытие, полностью изготовленное из массива древесины. Конструктивно, в массивной доске можно выделить те же части, что и в штучном паркете: — гребень — выступающая часть массивной доски, служащая для соединения с соседними досками при укладке; — паз — выемка на боковой и торцевой кромках массивной доски, в которую входит гребень для соединения с соседними досками; — слой износа — верхний слой массивной доски от лицевой стороны до верхней части гребня или паза, износ которого определяет срок службы паркетного покрытия (чем толще слой износа, тем большее количество шлифовок возможно произвести на паркетном покрытие); — лицевая сторона — наружная поверхность слоя износа; Основной характеристикой отличающей массивную доску от штучного паркета являются габариты. Согласно ГОСТ 2695-83 «Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия»» массивной доской можно считать планки от 500 мм. длиной. К сожалению, вышеупомянутый ГОСТ был утвержден в 1983 году и, хоть и продолжает действовать, но не может полностью отразить сложившегося на данный момент разнообразия предложения. На наш взгляд, к массивной доске цельномассивную доску можно отнести в том случае , если габариты доски: — В фиксированном по длине варианте поставки — от 900 мм., при толщине от 18 мм; — В комбинированном по длине варианте поставки — от 400 мм., при условии, что самая длинная доска в наборе будет не менее 1200 мм. по длине., при толщине от 15 мм. Ширина во всех случаях должна быть не менее 80 мм. Следует также отметить, что допуски на геометрию массивной доски, согласно ГОСТ 2695-83 , больше чем для штучного паркета. Для досок толщиной до 32 мм он регламентирует максимальные отклонения по толщине +/-1,0 мм; по ширине для досок шириной до 100 мм — +/- 2,0 мм, шириной свыше 100 мм — +/- 3,0 мм. Таким образом, в большинстве случаев, массивная доска поставляется с фаской — V-образным срезом по торцам доски. Она необходима для того, чтобы скрыть возможные перепады как по высоте, так и по ширине доски. Впоследствии, когда доска, скорее всего, будет изменять свои габариты, такие изменения будут менее заметны. Заменители натурального паркетаКак ни хороши виды натурального паркета, они имеют определенные недостатки:
Заменители натурального паркета — трехслойная паркетная доска и ламинат — призваны избежать некоторых недостатков полов из натурального дерева. Трехслойная паркетная доскаДоска состоит из трех слоев натуральной древесины — именно поэтому паркетную доску называют трехслойной. Эта конструкция была изобретена ещё в древнем Риме. Волокна трех слоев данной конструкции поперечны друг другу. Это призвано увеличить стойкость напольного покрытия к изменению влажности и температуры. Лишь верхний слой паркетной доски состоит из ценной породы дерева, а нижние состоят из хвойных пород. Ширина и длина паркетной доски позволяют производить различные дизайны: от 1-полосных, когда весь верхний слой доски является одной планкой из цельного куска сырья ценной древесины, до 3х и 4х-полосных — в этом случае, на одной доске располается несколько одинаковых по ширине небольших планок-ламелей. Практически все производители уже на заводе покрывают паркетную доску защитным масляно-восковым или лаковым покрытием, что в дальнейшем значительно сокращает затраты времени и ресурсов на укладку такой доски, поскольку её не нужно покрывать долгосохнущим паркетным лаком. Преимущества трехслойной паркетной доски:
Ламинированный паркет (ламинат)Ламинат назвать паркетом можно лишь с определенной натяжкой, так как паркет состоит из натурального дерева, а ламинат — нет. Да и ламинат лишь имитирует древесную породу, хотя может с таким же успехом имитировать натуральный камень или керамическую плитку. Однако термин «ламинированный паркет» так прочно вошел в обиход, что нельзя обойти его вниманием. Ламинат состоит из четырех слоев:
Общая толщина ламината зависит от технологии производства, качества ламината и колеблется в пределах 7—11 мм. Художественный паркетХудожественный паркет представляет собой штучный паркет, уложенный сложным рисунком. Художественная укладка паркета использует различные породы дерева — дуб, ясень, клен, мербау и пр. Художественная укладка требует сложной и длительной ручной работы, и поэтому очень дорога. Современные технологии позволяют автоматизировать изготовление художественного паркета. На специализированных станках (например, Presix) изготавливают розетки и фризы, используемые при укладке штучного паркета. Модульный паркетМодульный паркет принято считать элементом декора, который должен сочетать в себе несколько фрагментов разнообразных форм и иметь сложный (но, в то же время, очень красивый) дизайнерский рисунок. Также, такой паркет выполняется из различных пород дерева, сочетание которых образует очень интересные мозаичные композиции. По утверждению специалистов, каждая порода дерева должна быть совместимой по цвету и фактуре, и проявлять идентичное поведение на определенные температурные условия, возможные воздействия различных механических нагрузок и колебания влажности. Породы дереваДля изготовления паркета применяются породы дерева, растущего в смешанных лесах — береза, клен, дуб, бук, ясень, а также породы дерева, растущего в тропиках — мербау, венге, красное дерево и бамбук, который технически деревом не является, но часто применяется для укладки полов. Adblockdetector |