План-конспект урока по теме: «Выжигание по древесине»
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему
содержит цели, задачи и ход урока поэтапно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyzhiganie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме: «Выжигание по древесине»
- Научить учащихся технологии и приёмам выжигания по дереву;
- Расширить у детей запас знаний и умений по художественной обработке изделий из древесины;
- Развивать творческие способности учащихся;
- Воспитание трудолюбия, бережного отношения к материалам, самостоятельности при выполнении работ.
Тип урока: комбинированный.
Метод урока: объяснительно – иллюстративный, практическая работа.
Инструменты и оборудование : электровыжигатель, копировальная бумага, карандаш, линейка, набор рисунков, образцы материалов для выжигания.
1. Организационный момент ( 2 мин.)
— приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и цели урока.
2. Повторение пройденного материала (8 мин.)
На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Отделка изделий из древесины». Повторим изученный материал
а) фронтальный опрос:
- Для чего применяется отделка изделий из древесины?
- Какие виды отделки изделий из древесины вы знаете?
- Какими способами наносятся лаки и краски на изделие?
- Где расход краски будет меньше – на грубой шероховатой поверхности или на гладкой ошкуренной?
б) карточки – задания для работы на местах.
Оценивание устных ответов.
3. Актуализация темы урока (5 мин)
Свой урок я хочу начать с видеоролика, а вы просмотрите его и догадайтесь, чем мы будем заниматься на уроке и что для этого надо знать и уметь.
-Итак, ребята, вы догадались, чему мы будем учиться на уроке?
— А что для этого надо знать и уметь? ( Технологию и приёмы выжигания, устройство выжигателя; Т.Б)
— А ещё сегодня на уроке каждый из вас сделает проект.
Учитель совместно с учащимися формулирует цель и задачи урока.
- Научиться технологии и приёмам выжигания по дереву.
- Научиться приемам выжигания;
- Научиться технике выжигания;
- Овладеть безопасными приемами работы с выжигателем.
4. Изложение нового материала.
План рассказа учителя:
- История развития выжигания;
- Устройство выжигателя и правила безопасной работы;
- Виды выжигания;
- Приемы и техника выжигания.
Выжигание (пирография) – один из видов декоративной отделки поверхности древесины (слайд №2).
Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
Выжиганием по дереву или пирографией, люди занимаются не одну сотню лет. Термин «пирография» появился в Англии в Викторианскую эпоху, изначально так называлось рисование узора по дереву раскалённой кочергой (слайд №3).
Произошёл он от греческого Фуг, что означает «огонь», и Графос что означает «письмо».
В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили до красна, употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором.
Выжигать можно на поверхности любых материалов, которые могут быть обожжены, например, кость, кожа, пробка, но наиболее доступным материалом является древесина. Лучшим материалом, позволяющим получить качественные рисунки, являются берёза, липа и ольха (слайд №4).
Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя (слайд №5).
Он состоит из корпуса в котором находится понижающий трансформатор (до 6-12 вольт), электрошнура, ручки со штифтом и регулятор нагрева наконечника (слайд №6).
Наконечник изготавливается из нихромовой проволоки.
Виды выжигания (слайд №9)
Условно способы выжигания можно разделить на три основных вида:
контурное, силуэтное и декоративное (художественное).
Отличаются они друг от друга в основном техникой исполнения.
Контурное выжигание – этот вид используют многие начинающие. Он относительно прост, т.к напоминает работу карандашом при выполнении контурного рисунка на бумаге. Однако эта лёгкость только кажущаяся. Особое внимание нужно обратить на правильное рабочее положение руки, она не должна быть скованной и иметь точку опоры. Контурное выжигание выполняется кончиком иглы. Помните, что при выжигании нельзя нажимать на иглу, нужно слегка касаться поверхности и двигать иглу плавно и равномерно. При контурном выжигании нужно избегать появления точек, которые получаются при остановке иглы (либо вначале линии, либо в конце отрезка).
Силуэтное выжигание . При силуэтном выжигании « подошва» касается всей своей плоскостью поверхности материала. Движение иглы должно быть направлено вдоль волокон древесины, а сама игла будет располагаться поперек волокон. Если технология силуэтного выжигания выполнена точно, получается очень гладкая чёрная поверхность.
Декоративное выжигание Технические приёмы этого вида выжигания базируются на приемах контурного и силуэтного выжигания. Начинать работу по художественному выжиганию целесообразнее с изображения геометрических тел простой формы: цилиндра, шара, конуса. Эта работа познакомит вас с такими понятиями как свет и тень.
Задача худ. выжигания в том, чтобы передать не линию, а объёмную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Вначале выделяют самую тёмную тень, затем постепенно переходят к полутонам, а закончив част этой работы, вы дойдёте до самых светлых мест. Очень важно проработать и фон, т.к он играет роль пространства, в котором находятся предметы.
Технология выжигания (слайд №10)
Перед выжиганием поверхность фанеры шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой. Затем переводят рисунок с помощью копировальной бумаги. Затем приступают к выжиганию. Рукоятку эл.выжигателя держат в руке как карандаш при обычном рисовании. Рука устойчиво опирается на изделие. Сначала выжигают внешний контур рисунка, а затем переходят к внутренним элементам.
Чтобы выжечь тонкую линию, наконечник эл.выжиг. быстро перемещают по поверхности.
Для получения толстой линии наконечник ведут медленно.
Выжигание выполняют то в одной части рисунка, то в другой, чтобы древесина не перегревалась.
Когда выжигание закончено, лист фанеры вторично шлифуют мелкозернистой шлифовальной шкуркой и лакируют изделие.
Иногда выжигание сочетают с раскрашиванием, и для этого используют акварельные краски или фломастеры. А затем лакируют изделие.
5. Вводный инструктаж
Перед тем как мы перейдём к практической работе, мы должны познакомиться с правилами безопасной работы. У вас на столе лежат памятки, давайте с ними ознакомимся (слайд №8).
-Итак, вы готовы к созданию проекта.
Надеюсь вы не забыли, что скоро Новый Год и вашим родным будет очень приятно получить от вас подарок. Ведь подарок, выполненный своими руками, ценится дороже. Поэтому наш проект мы назовем «Новогодние фантазии».
Прошу включить выжигатели и приступить к работе.
(Уч-ся выполняют ТВ.работы)
Через 5 мин. Разминка + выжигание
7.Представление проектов учащимися.
8.Закрепление: Тест. – А сейчас проведём соревнование между 2 командами на знание технологии обработки поверхности древесины. Из предложенных вариантов ответов выберите правильный. Желаю всем удачи!
9.Рефлексия: Итак, ребята, вам понравился урок? Что понравилось? Чему научились?
— Мне очень понравилось с вами работать! У меня вот такое настроение (показываю смайлик). А у Вас?
-Вы сегодня молодцы!
10.Оценивание практической работы (3 мин.)
Выставление оценок за урок.
11. Домашнее задание: раскрашивание изделия, лакирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по теме: «Закрепление лексических навыков по теме: «Рождество и «Новый год».
План открытого урока в з-ем классе по теме: «Закрепление лексических навыков по теме «Рождество и Новый год».
план конспект открытого урока по теме:РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ НА БАЗЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: СЕМЬЯ.ПРОФЕССИИ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ HAVE GOT.
план-конспект открытого урока в 2-ом классе.
План-конспект Открытый урок по теме \’\’Путешествие\’\’\’ 9 класс
Конспект открытого урока по английскому языку. Тема урока: «Путешествие». .
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться .
план конспект открытого урока на тему: «Легко ли быть репортером?»
Урок английского языка на тему: «Легко ли быть репортером?».
План-конспекта открытого урока «Этапы создания изделий из древесины»
План-конспект урока «Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта» для учеников 5 класса (мальчики).
Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: «Метаморфозы» человеческого тела». Презентация к уроку.
Открытый урок на тему:»Метаморфозы» человеческого тела». К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ.
Открытый урок по технологии на тему «Выжигание»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №30»
Раздел: «Технология художественно — прикладной обработки материалов»
Тема: «Выжигание по дереву»
Учитель технологии: Троицкая А. С.
Раздел: «Технология художественно — прикладной обработки материалов»
Тема: «Выжигание по дереву»
Учитель технологии: Троицкая А. С.
Цель урока : приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины.
- Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.
- Ознакомить с историей выжигания по дереву.
- Развивать у учащихся:
· Осмысленное выполнение поставленной задачи;
- Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практические работы.
Тип урока: комбинированный.
Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Основные понятия: выжигание, электровыжигатель
Оборудование и оснащение урока : компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник.
План урока и сетка времени (45 минут)
Постановка ели и задачи урока
Повторение пройденного ранее материала
Изложение нового материала
Подведение итогов урока
1. Организационный момент
Дидактическая задача этапа урока – обеспечить рабочую обстановку и психологически настроить учащихся на продуктивную работу
2. Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Выжигание по дереву».
Цель урока – приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины.
3. Повторение пройденного материала.
Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?
Из древесины, из фанеры.
Что такое древесина?
Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев.
Какие породы древесины вы знаете и назовите их?
Хвойные(ель, сосна, кедр, пихта) и лиственные (береза, осина, липа, дуб и другие).
Что такое текстура?
Рисунок, получаемый на поверхности древесины после разрезания древесных волокон.
4. Объяснение нового материала.
Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу. (Слайд. 2)
В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго. (Слайд.3)
В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.
В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке. (Слайд.4)
Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя (слайд 5).
Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность заготовки с помощью наждачной бумаги. Старайтесь водить наждачной бумагой вдоль волокон древесины. Отшлифованная таким образом фанерка будет иметь мягкий ровный матовый вид. (Слайд. 6,7)
· Перевод рисунка на заготовку. (Слайд.8).
· Рисунок на заготовку переводят через копировальную бумагу на поверхность древесины. Для этого закрепляем кнопками (вверху) на заготовке древесины: копировальную бумагу жирной стороной вниз, затем рисунок. С помощью простого карандаша переводим рисунок в следующей последовательности:
· 1. Контур рисунка;
2. Мелкие детали рисунка. (слайд 9)
В процессе перевода проверяем качество переведенного рисунка на детали, для этого легко можно приподнять (не открепляя кнопок) рисунок и копировальную бумагу. Убедившись в том, что весь рисунок скопирован на фанерку, снимаем кнопки, убираем кальку с копиркой. Перед нами на фанерке готовый рисунок для выжигания.
Техника выжигания . (Слайд. 10, 11, 12, 13, 14)
Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета. Выжигать можно только по сухой древесине.
Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима. Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям.
При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе. Через 10 — 15 мин работы электровыжигатель выключают на 2 — 3 мин для остывания.
Инструкция о правилах безопасности при выжигании (слайд 15)
1. — включать электровыжигатель только с разрешения учителя;
2. — периодически при выжигании проветривать помещение;
3. — не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;
4. — оберегать руки и одежду от прикосновения пера;
5. — во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.
5. Проведение итогов нового материала
1. Что такое выжигание по дереву?
2. Как называется прибор для выжигания, из каких частей он состоит?
3. Каким образом рисунок для выжигания переносят на поверхность изделия?
4. Как получают тонкие и толстые линии при выжигании?
6. Выставление и комментирование отметок за урок. По окончании урока учащимся выставляется отметка. Вместе с учениками следует сделать выводы по изученному материалу.
Домашнее задание. Ответить на вопросы, приведённые в конце § 17 учебника.