- История возникновения и развития выжигания по дереву
- Возникновение
- Развитие техники
- Выжигание в современности
- Пирограф
- Газовая горелка
- Собирающие линзы
- Кислотный способ
- Пиротипия
- Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания
- Что такое выжигание по дереву?
- История выжигания по дереву
- Виды выжигания по дереву
- Выжигание лазером по дереву
- Что нужно для выжигания по дереву?
- Материалы для выжигания
- Как выбрать прибор для выжигания по дереву?
- Насадки для выжигания по дереву
- Правила выжигания по дереву
- Идеи для выжигания по дереву
- Как выжигать по дереву?
- Как перенести рисунок на дерево?
История возникновения и развития выжигания по дереву
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Дерево – красивейший и податливый в работе материал, с глубокой древности он используется не только для практических целей, но и как элемент декорирования. Всем известна изумительная резьба по дереву, техника иконописи на доске, деревянная мозаика.
Особое место в прикладном искусстве занимает декоративное выжигание по дереву. Несмотря на то что это направление известно уже несколько тысячелетий, по-настоящему доступным выжигание стало только в ХХ веке с появлением специального прибора – пирографа, работающего на электричестве. Благодаря ему сегодня заниматься выжиганием может любой желающий.
Возникновение
Пирография в переводе с греческого языка означает «огненное письмо», то есть рисование огнем. Несмотря на древность искусства выжигания, термин появился в Англии относительно недавно, в XIX веке. А в ХХ от его производной произошло название современного прибора для выжигания – пирографа.
До этого момента такой вид творчества не имел мудреного наименования, хотя история его насчитывает несколько тысячелетий и охватывает все страны мира.
В Перу найдена деревянная чаша культуры Наска, декорированная фигурками, выжженными на ее поверхности. Время появления сосуда относят к 700 годам до н. э. Пока это самый древний представитель декоративно-прикладного искусства, разрисованный раскаленным металлическим острым предметом.
Некоторые ученые считают, что выжигать по дереву люди стали практически сразу, как только научились плавить металл. Иглы и заостренные стержнеобразные элементы раскаляли на углях, а затем с их помощью наносили рисунок на дерево.
В Англии еще до Викторианской эпохи декорировали мебель раскаленными приспособлениями, которые умельцы называли «горячей кочергой». Большое распространение искусство получило в средневековой Европе, огненным орнаментом украшались предметы быта.
Выжиганием по дереву увлекались художники, живущие в разное историческое время – Рембрандт, Дюрер, Пикассо, за этим занятием нередко замечали писателя Виктора Гюго.
В нашей стране, богатой лесами, древесина всегда была основным материалом для строительства и обустройства быта. Еще в IX-X веке умельцы не только изготавливали нехитрую утварь, но и украшали ее. Для выжигания сначала использовался открытый огонь, а затем научились рисовать раскаленными, похожими на гвозди предметами с косым срезом наконечника.
На Руси украшали тарелки, ложки, шкатулки, ковшики. Мастера игрушек разрисовывали свои творения «огненными» узорами, особенно очаровательными получались традиционные матрешки.
Развитие техники
Тысячелетиями люди выжигали по дереву фактически раскаленным «гвоздем». Английские умельцы вплоть до XIX века приспосабливали под свои «горячие кочерги» печи с отверстиями или котелки с углями. На кочергу надевали насадку для выжигания, а ручку изготавливали из тонковолокнистых минералов, чтобы не обжечься. Иногда мастер нанимал человека, в обязанности которого входило менять кочерги у печи и как можно быстрее подносить их художнику.
В XIX веке приспособление для выжигания было усовершенствовано. Игла прибора нагревалась от помпы, работающей на бензине. В этот период проводили досуг за выжиганием даже дамы, они приспособились подкачивать насос одной рукой, а второй наносили рисунок на деревянную поверхность.
В конце XIX столетия приборы для выжигания становились все совершеннее. Один из них представлял собой конструкцию с трубкой, по которой проходила газовая смесь. Аппарат применялся для поверхностного обжига. Почти по такому же принципу работали спиртовые горелки. В этот период для выжигания стали использовать первые электрические печи.
Уже во второй половине прошлого века придумали электрический пирограф, принцип действия которого напоминал работу паяльника. Но конструкция сильно перегревалась и создавала массу неудобств. Настоящим прорывом в технике выжигания по дереву (1962 г.) стало изобретение 15-летнего подростка Роя Чайлда, вернее, удачная модернизация уже имеющегося электрического прибора.
Новое приспособление отличалось безопасностью и не страдало от перегрева.
Конструкцию взяли в разработку для массового использования. С этого момента творчество выжигания по дереву поистине ушло в народ, им занимались даже школьники, тем более что пирограф стоил недорого. В течение последующих 10 лет прибор постоянно усовершенствовался и уже походил на конструкцию, которой мы пользуемся и сегодня.
Выжигание в современности
Ремесло пирографии в буквальном смысле означает «рисование огнем». Способы при этом используются самые разные: с помощью лазера, кислоты, электроприборов, газовых горелок, собирающих линз. Каждый вариант вносит свои особенности в технику рисунка.
Пирограф
Электрический прибор для выжигания по дереву, фанере, коже и другим поверхностям. Он бывает двух типов.
Трансформаторный. Это мощный аппарат с плавной регулировкой температурного режима, содержит нихромовую насадку.
Паяльный. Прибор наделен латунными насадками, часто встречается без регулировки температуры.
Газовая горелка
Ее надевают на баллончик с газом, выжигание происходит с помощью открытого огня. Приспособление используют для создания общего тона рисунка. Мастера струей пламени не только покрывают доску черным слоем, но и создают разные оттенки обожжённой поверхности.
Собирающие линзы
Таким способом можно работать только в солнечный день. Линзу закрепляют так, чтобы она могла фокусировать лучи солнца на деревянной поверхности. Для создания рисунка линзу перемещают по древесному полотну.
Не стоит использовать слишком мощные увеличительные стекла, они могут привести к возгоранию.
Кислотный способ
Выжигание рисунка происходит с помощью воздействия на древесину соляной кислоты. Для этого рабочую поверхность покрывают пчелиным воском или парафином, создавая для дерева защитный слой. Затем острым предметом прорисовывают изображение, так чтобы линии рисунка углублялись до поверхности древесины. В эти углубления заливают кислоту.
Пиротипия
С помощью прибора рисунок наносится в виде готового штампа под воздействием высоких температур.
Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания
Декоративное выжигание по дереву – древнейшее ремесло, возникшее и развивавшееся параллельно с точением, резьбой, морением и другими видами обработки древесины. С появлением бытовых электрических пирографов техника нанесения изображения значительно упростилась, сделавшись доступной даже для школьников.
Что такое выжигание по дереву?
Под пирографией подразумевают искусство нанесения разнообразных рисунков на подготовленную поверхность при помощи раскаленного инструмента. Если древние мастера разогревали иглы или клейма на углях, то сейчас гравировку производят при помощи горелок, электроприборов, кислот, собирающих линз. Набор для выжигания по дереву – ценный и удачный подарок. Пирография помогает снимать напряжение, развивать внимание, мелкую моторику и воображение.
История выжигания по дереву
Искусство пирографии древние люди использовали на всех континентах. Найдены уникальные образцы с выжженными рисунками из Перу, датируемые 700-ми годами до н.э. Русскими мастерами техника выжигания по дереву использовалась при изготовлении матрешек, ложек, шкатулок, ковшей. Широко практиковали «рисование горячей кочергой» английские умельцы для обрамления мебели, одежды и посуды. Для прорисовки линий художники преимущественно использовали раскаленные в печах металлические приспособления.
Бензиновые, спиртовые или газовые горелки в пирографии используют с XIX века. Приборы для выжигания, сделанные по принципу электрического паяльника, появляются в XX веке. Первые несовершенные образцы страшно перегревались. Современный пирограф по дереву в 1962-м изобрел 15-летний юноша Рой Чайлд, сумевший удачно усовершенствовать устройство держателей и наконечников для «рисования огнем». Уже через несколько лет домашние выжигатели пошли в массовое производство.
Виды выжигания по дереву
Существует несколько приемов термической обработки древесины. Рисование огнем разрешает получать плоскостные или глубоко проработанные объемные изображения. Основные методы пирографии:
- Плоскостное выжигание по дереву – основная картинка и фоновая часть расположены на полотне в одной плоскости.
Глубокое выжигание – основная картинка расположена на уровне полотна, а фоновая часть искусственно углубляется при помощи ножевидных штифтов.
Альтернативные способы выжигания:
- Кислотное выжигание – нанесение узоров осуществляется под воздействием химических веществ. Доску покрывают воском или парафином, затем защитный слой соскабливают по линиям будущего рисунка и на древесину наносят серную кислоту.
- Пиротипия – этот вид выжигания по дереву имеет больше общего с полиграфическими процессами. «Огненную печать» производят с помощью готового штампа, регулируя с помощью давления и температуры четкость и рельефность изображения.
- Выжигание электрическим разрядом – контуры рисунка наносятся электролитом (раствором соли или другие), после чего по дереву пропускают ток.
Выжигание лазером по дереву
Для гравировки передовыми методами использую станки с ЧПУ, способные создавать сложнейшие узоры высочайшей четкости. Лазерные станки могут воспроизводить рисунки для выжигания по дереву в больших объемах, экономя время на ручную обработку. Некоторые модели, например германский гравер FMARK NS, способны помимо древесины обрабатывать пластмассу, резину, алюминиевые и драгоценные сплавы. При наличии программного управления оператору даже не требуются художественные навыки, все данные о рисунке станок для выжигания по дереву получает с «флэшки».
Что нужно для выжигания по дереву?
Для «рисования огнем» не требуется наличия сложнейших приспособлений, простенькие выжигатели стоят недорого. Если же пирография по дереву придется по душе и захочется повысить уровень работ, можно приобрести универсальные приборы со сменными насадками и широким режимом настроек. В домашний набор для художественного выжигания по дереву нужно включить следующие элементы:
- электровыжигатель;
- деревянные заготовки;
- эскизы с рисунками;
- наждачная бумага;
- копировальная бумага;
- карандаши;
- ластик;
- краски;
- воск;
- лак;
- ветошь;
- набор кистей.
Материалы для выжигания
Древесину для гравировки подбирают с учетом физико-механических свойств. Тонким и деликатным процессом является выжигание, пирография легче выполняется на светлой и в меру податливой древесине с однородной структурой. Распространенную обычную сосну редко используют в работе из-за неоднородности материала и его смолистости, дуб плохо поддается обработке по причине высокой твердости.
Для выжигания подходит следующая древесина:
- липа;
- вяз;
- клен;
- каштан;
- груша;
- самшит;
- береза;
- платан;
- пиренейская сосна;
- листовая фанера подходящих сортов.
Как выбрать прибор для выжигания по дереву?
Различают устройства для пирографии с проволочными и твердыми перьями. Последние аппараты по виду напоминают привычные паяльники и не имеют регуляторов температуры накала. Лучше приобретать прибор для выжигания по дереву мощностью от 20 Вт для быстрой работы даже на твердом покрытии. В профессиональных выжигателях замена петель происходит быстрее благодаря наличию удобных держателей с винтиками.
Особенности приборов с твердыми перьями:
- Долговечность.
- Простота в использовании.
- Дешевизна.
- Пирограф разогревается дольше.
- Выше риск перегрева.
- Хуже подходят для тонкой и длительной работы.
Особенности выжигателей с проволочными перьями:
- Быстрый нагрев и остывание.
- Наличие регулировки накала.
- Подходят для кропотливой и длительной гравировки.
- Высокая цена.
- Насадки чаще выходят из строя.
Насадки для выжигания по дереву
Новичкам не рекомендуется приобретать слишком много комплектующих для пирографии, не разобравшись с основами этого искусства. Укомплектуйте аппарат для выжигания по дереву игловидными, коническими и тонкими игловидными перьями, которые используются чаще. Печатки из латуни применяются для составления затейливых узоров. Насадки для проволочных приборов можно изготавливать самостоятельно, выгибая требуемый профиль из нихромовой проволоки толщиной 0,5-1 мм.
Правила выжигания по дереву
Гравировка изображений по нанесенным контурам – задача простая. После короткой подготовки создавать на подготовленной дощечке простые узоры сумеет даже школьник. Перечислим важнейшие основы выжигания по дереву:
- Прибор при нагревании или во время отдыха кладут на подставку.
- Гравировку начинают после разогрева пера до темно-красной окраски.
- Ручку выжигателя удерживают в руках, как карандаш.
- Рекомендуется каждые 10-15 мин. выключать устройство для остывания.
- Тонкие линии получаются при медленном движении пера.
- Для образования толстых линий инструмент ведут медленнее.
- В приборах с регулировкой накала можно менять температуру, влияя на интенсивность окраски линий.
- Запрещается сильно давить на перо.
- Не рекомендуется при нанесении сплошных однородных линий изменять скорость движения насадки.
- При желании затенить участок изображения, следует вначале обводить контуры, а затем выжигать широкой стороной пера середину.
- При удерживании пера на одном месте область рисунка выжигается глубже.
- При глубоком выжигании контуры обводят двойными линиями, а затем ножевидными штифтами «срезают» дерево, придавая ему требуемую фактуру. Оставшаяся кайма подрезается при окончательной отделке.
Идеи для выжигания по дереву
Способом пирографии можно получить немало интересных поделок или выполнить декорирование готовых предметов. Самые удачные варианты использования техники выжигания по дереву:
- Украшение предметов интерьера – фасадов, стульев, табуретов, резных ножек, полок, вешалок.
- Картинки для выжигания по дереву – копирование готовых образцов или горячее рисование оригинальных изображений.
- Украшение деревянной кухонной утвари – ложек, тарелок, хлебниц, горшков.
- Раскраска настольных или напольных ваз, цветочных горшков.
- Декорирование сундуков и шкатулок.
- Создание оригинальной бижутерии – бус, заколок, брошек, сережек.
Как выжигать по дереву?
При кажущейся простоте гравировка раскаленным пером требует умения, усердия и некоторых навыков. Пробные тесты помогают правильно научиться водить инструментом по дереву и не испортить хорошие заготовки. Для получения качественной картинки методом пирографии нужно освоить основные способы подготовки полотна, работу с красками, воском и лаком.
Этапы выжигания по дереву:
- Вначале вырезают заготовку.
- Дощечку шлифуют наждачной бумагой по направлению волокон.
- Протирают дерево влажной ветошью для удаления пыли и стружки.
- На поверхность переносят контуры требуемого узора.
- Производят выжигание по дереву.
- По окончанию гравировки поверхность шлифуют, удаляя обуглившиеся кусочки.
- Далее рисунки расписывают красками.
- В финале картины покрывают лаком или производят вощение.
Как перенести рисунок на дерево?
Перенесение контуров сложного узора на подготовленную дощечку – важнейший этап в пирографии. Многим нравится выжигание портретов по дереву, но прорисовка в масштабе изображения со всеми подробностями является непростым занятием. Существует несколько способов решения задачи:
- Осуществить в масштабе перерисовку карандашом контуров понравившейся картинки прямо на заготовку. Метод подходит для профессиональных художников.
- Перенесение рисунков для выжигания по дереву при помощи графитовой бумаги.
- Рисунок копируют принтером на бумагу и прикрепляют к дощечке лицевой частью. Приглаживая разогретой плоской насадкой оборотную сторону картинки, можно добиться отпечатывание чернил на древесине.
- С помощью пергаментной бумаги и клея ПВА – наклеить рисунок лицевой стороной к доске, немного выдержать и аккуратно бумагу снять.