Зачем на дерево повязывают красную ленту

Дьялама

Ежегодно тысячи путешественников едут в туры на Алтай, но немногие из гостей понимают, зачем на деревья повязывают матерчатые ленты. Данному ритуалу начинают бездумно подражать, огорчая местных жителей пренебрежением к их традициям. Поэтому советуем начать знакомство с Алтаем через его обычаи.

Боги Алтая

Алтайцы тесно связаны с природой. С древних времен силы земли, воды, огня и воздуха обожествлялись и считались главными на земле. Каждый природный объект наделяли особым духом. Весь мир делился на три «яруса»:

  • Верхний мир, возглавляемый богом Ульгеном;
  • Средний мир, представляющий всю поверхность земли;
  • Подземный мир, где правит своенравный и злой Эрлик.

Если спросить у алтайца, кому он поклоняется, вы услышите: «Алтай, дерево, природа, камень». Для местных жителей существует Хозяин Алтая (Алтайдын ээзи), дающий и уничтожающий жизнь в этих краях. Его дом — Трехглавая гора (Белуха), а выглядит он словно старик в белых одеяниях. В знак преклонения перед Хозяином Алтая местные жители привязывают у перевалов и родников белые ленты.

Как правильно завязать дьялама?

После экскурсий на Алтай остаются тысячи привязанных к деревьям и кустам носовых платков, футболок и даже носков. Туристы считают, что дьялама — это добрая примета «на счастье», но такая трактовка в корне неверна. Дьялама, или, в зависимости от местности, кыйра — это подношение различным духам (духам рек, лесов, гор, жилищ, источников) в виде подвязывания ленточек. Тем, кто не придерживается своеобразных верований Алтая, лучше воздержаться от подражания.

Чтобы посмотреть на Алтае древний ритуал, не обязательно следовать местным религиозно-духовным учениям. Достаточно не проявлять самоволие и быть осведомленным. Существует несколько правил, обязательных при повязывании ленты дьялама:

  • Если в текущем году семью человека или его близких людей посетила смерть, дьяламу повязывают на прибывающую луну и в дневное время.
  • Только единожды в году можно привязать кыйру в одном месте.
  • Ткань для лент непременно должна быть новая. Её нарезают на полоски не менее 80 см в длину и не менее 5 см в ширину. Дьялама не привязывается по одной, только парой из двух лент.
  • Нельзя привязывать дьяламу к ели и сосне. Кедр и можжевельник у алтайцев считаются священными, можно привязать на их ветви. Все ленты повязывают только с восточной стороны деревьев. При этом произносят имя того, кто совершает обряд, его род, цель обряда. После этого благодарят духов, к которым обращались, и просят их принять дар.
  • Чаще всего используется ткань белого цвета. Но допускаются и разноцветные ткани. Каждый цвет имеет свое значение. Белый — цвет снежных вершин, материнского молока и целебных источников. Розовый олицетворяет закаты и огонь. Голубой символизирует звездное небо и водоемы. Желтый — цвет дневного и ночного светил. А зеленый — цвет растений и деревьев.
  • Человек, совершающий обряд дьялама, не должен иметь плохих мыслей и намерений.

Такие обряды сами по себе относятся к достопримечательностям Алтая. Гостям и туристам следует помнить, что во время проведения обряда запрещено сквернословить, кричать и громко разговаривать. Даже если не удалось собственноручно совершить обряд, но присутствовать на нём довелось, следует обратиться к Алтайдын ээзи и природе с пожеланиями мира, равновесия и добра.

Алтайская культура настолько самобытная и завораживающая, что каждый гость в этих краях должен проявлять к ней уважение. Сами алтайцы считают, что в чужом аиле гостям предписано уважать традиции хозяев. Тем более, что алтайские места силы, достопримечательности и здравницы открыты для всех, кто нуждается в помощи.

Источник

Повязывание ленточек на деревьях, что означает эта традиция?

Это старинное латинское изречение. Переводится оно как ”на благо и счастье”. Именно с этой фразы начинались все императорские указы в древнем Риме. Сегодня, как и тысячи лет назад, люди хотят, прежде всего, благополучия и добиваются его всеми возможными способами. Рассмотрим самый древний и самый безобидный из них.

«Дерево желаний» — это древний образ, часто встречающийся в литературе и фольклоре многих народов. Одни считают, что священное дерево само исполняет желания, другие — что в его ветвях живут добрые духи, способные осуществить мечту.

Наверное, уже невозможно сказать с уверенностью, откуда пришел и у кого впервые появился обычай почитания «Дерева желаний». Есть мнение, что с незапамятных времен эта традиция существовала у коренных жителей Центральной и Западной Сибири. Они сажали Дерево желаний либо на перекрестке трех дорог, либо на берегу священного водоема. А то, что мы называем “лентами” сейчас, тогда звучало как “челамы”. Чаще всего они были трех цветов: голубого — цвета неба, красного — цвета земли и белого — цвета чистоты. Повязывая челаму, человек желал здоровья и счастья, прежде всего, своим родственникам, близким, а уж после просил что-то для себя.

[ссылка появится после проверки модератором]

Сегодня чудо-растение есть во многих городах России и мира. К примеру, на Лысой горе в Сукко (поселок Краснодарского края) есть дерево, на которое обязательно надо повязать ленту, чтобы желание исполнилось. То же предназначение — у иранских чинар (дерево семейства платановых), за которыми в древности следили специальные смотрители. А в Массандре с целью получить желаемое на ветви дуба вешают не ленты, а звонкие колокольчики.

Также может быть интересно:  Как разобрать заднюю дверь на volkswagen passat

В Москве (музей-заповедник «Коломенское»), на склоне одного из оврагов лежат валуны: «мужской» — Гусь, и «женский» — Девий. Для того чтобы исполнилось желание, нужно присесть на камень, соответствующий вашему полу, затем отпить глоток принесенной с собой воды и привязать ленточку на ветку любого дерева.

ЭТО НА ГРАНИЦЕ МЕЖДУ ЧИТИНСКОЙ И БУРЯТСКОЙ ОБЛАСТЬЮ,СИНИЕ ЛЕНТОЧКИ НА ДЕРЕВЬЯХ ЭТО НЕ МУСОР КАК МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ,А ПРИМЕТА ,ЧТО КАЖДЫЙ КТО ПЕРЕСЕКАЕТ ГРАНИЦУ ДОЛЖЕН ЛИБО ЛЕНТОЧКУ ПРИВЯЗАТЬ ЛИБО КОПЕЕЧКУ В ОКНО ВЫКИНУТЬ(ЕСЛИ ВРЕМЕНИ НЕТ)И ЧТО ИНТЕРЕСНО ТРАДИЦИЮ СОБЛЮДАЮТ)))ЗЕМЛЯ УСЕЯНА КОПЕЙКАМИ,А ДЕРЕВЬЯ ЛЕНТОЧКАМИ.

«Дерево желаний» в Петрозаводске — это парковая скульптура на набережной Онежского озера, изображающая дерево в натуральную величину. Колокольчики, изначально висевшие на ветвях, в настоящее время утеряны. Петрозаводское чудо-дерево отличается от других тем, что на его стволе есть большое ухо, над которым висит табличка: «Прошепчи одно желание». Если последовать этой рекомендации, то желание непременно исполнится — проверено на себе!

А в Кемерове, благодаря дереву высотой всего полтора метра (это даже скорее кустик), без вести пропавшие люди возвращаются домой, а больные навсегда излечиваются. Кроме того, у этого деревца есть кадушка, куда люди бросают монеты. Из нее даже можно взять взаймы, но с условием: впоследствии обязательно вернуть.

В Запорожье «Дерево желаний» «растет» сквозь каменную кладку на бульваре Т.Г. Шевченко, и любой житель может прибегнуть к его помощи. Кстати, это «дерево» было некогда засохшей акацией, которую срубили, выкрасили в серебристый цвет и поставили на бульваре. Довольно быстро новый монумент стал местом паломничества молодоженов.

У алтайцев (нация проживающая в Республике Алтай) религии нет, у них вера. Вера поклонения природе. Ленточки на деревьях называют Дялама или Кыйра, завязывают 4-х цветов.
Значение четырех цветов ленточек.
Белый цвет-символ нашей веры (Ак дян) -поклонение природе, означает чистоту, доброжелательность, цвет белого молока, всему Белому Свету, всему человечеству.
Желтый-золотой стан Алтая, вершины, горы. Символ крепости, основы.
Зеленый-символ роста, развития, цвет растения, зелени, тайги.
Синий-символ -бесконечности, цвет голубого неба, воды, озер, рек.
Ленты завязываются по парно, потому что все на Земле имеет пару. Одну выше другую ниже, что означает доброта и зло идут вместе, но доброта должна преобладать, быть выше.

Когда на Земле не было проблем с окружающей средой, когда природа не страдала, когда воздух был чист, деревья большими, травы густыми, а реки неизведанной глубины и цвета молока, когда земля не была засорена горами мусора, а была чиста, алтайцы завязывали Jалама (ленточки) только белого цвета. А теперь четырех, потому что падающие вершины, ледники, горы, попросили у Бога желтый цвет .
Исчезающие растения попросили зеленый цвет. Растения дают нам кислород, то чем мы дышим, они очищают воздух, атмосферу.
А высыхающие, истончающие, загрязненные реки попросили синий. Вода- основа жизни. Ни одно живое не проживет без воды и даже камень.
Поэтому алтаец, завязывая 4 цвета jаламы (ленточек) ,заботится обо всем. Вместе с ним в тот момент горы, леса, реки. Он связывается всей землей с Космосом, Луной и Солнцем.
#Jалама (#ленточки) ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть ПОПАРНО. Каждое живое существо имеет пару. Пару для продолжения рода, продолжения жизни. например: луна-солнце, небо-земля, зима-лето, животные имеют пару, в том числе и человек. Без мужчин нет женщин, а без женщин нет мужчин. Одни мужчины не породят женщин и не дадут жизнь. Мы все взаимосвязаны и без друг друга существовать не сможем. Это закон природы.
Одна #Jалама (ленточка) должна быть чуть выше другой. Сверху вниз почасовой линии, так чтобы кончики были направлены к небу.
Шириной они должны быть в два пальца, длиной около 80 см, в два локтя. Запомните! Именно в этой последовательности: Белый, Желтый, Зеленый, Синий.
Завязывают их только в новолуние утром или днем, в сторону восхода солнца. На закате, вечером, нельзя. Закат -это время, когда только начинается, просыпается другой мир. Обычно jалама (ленточки) завязывают на перевалах, на дальнюю дорогу, при поездке в новое место, на охоту. Но обязательно, когда идет Свадьба ( это означает соединение жениха с невестой ), когда приходят к целебным источникам-Аржан суу и на Мюргюле- обряд поклонения природе.

На сегодняшний день ленточки завязывают многие народы, но каждый по своему. Алтайцы делают именно так. Мы сохранили то, что дали предки. Веру -Ак jан.
Кстати, ткань должна быть простой, желательно бязь.

Источник

Южное шоссе: что означают ленточки на деревьях?

Прогуливаясь вдоль Южного шоссе или спеша на работу, вы непеременно увидите бело-красные ленточки, которыми обвязаны стволы ив, ясеней, тополей, дубов.

«Волчанка», как ей и положено, предупреждает об опасности. Для деревьев это опасность быть срубленными, а для людей — возможность оказаться в более сложных, чем сейчас, экологических условиях. Жители коттеджей Кирпичного завода годами видели, как вокруг них растет огромный город, строится промзона, а улицы заполняются транспортом. А люди из недавно возведенного ЖК «София» покупали квартиры в квартале с чистым воздухом, окруженном двумя парками.

Также может быть интересно:  Как рисовать синтаксическое дерево

В соответствии с проектом реконструкции, Южное шоссе должно стать четырехполосной и насыщенной транспортом улицей, которая вберет в себя широкую полосу парка Интернационалистов и вплотную подойдет к жилым домам. Узнав об этом, люди объединилась , чтобы защитить свои интересы.

На своей первой акции жители Южного шоссе решили наглядно показать своим соседям, как изменит реконструкция дороги окружающую местность. Исчезнет красивая ивовая аллея в парке Интернационалистов, будут спилены деревья у края ЖК «София», а уютная, зеленая дорожка вдоль коттеджей кирпичного завода превратится в пыльный тротуар.

Не смогут выжить и те деревья, что стоят совсем рядом с реконструируемой дорогой и чьи корни тянутся в ее сторону. Поэтому было решено отметить и их.

На некоторых деревьях активисты повесили таблички, информирующие о их сносе. А к другим прикрепили листовку с рассказом о расширении дороги и адресом группы «Жители против расширения Южного шоссе» ВКонтакте.

Акция сразу же вызвала отклик — прохожие фотографировали листовку или просили дать им ее экземпляр. Люди расспрашивали подробности и не могли понять, как ради дороги можно отрезать земельный участок, прилегающей к их дому. А некоторые даже отказывались верить, что такой проект возможен.

Для сравнения, активисты измерили Южное шоссе. Сейчас ширина его проезжей части на его разных участках колеблется от 7 до 8 метров. Ширина тротуара около ЖК «София» — 2,5 метра, и примерно столько же места занимает обочина, где паркуются машины. Таким образом, общая ширина дороги сейчас составляет около 13 метров. После реконструкции она должна достигнуть 29 метров, то есть, расшириться больше, чем в два раза! Безусловно, Южное шоссе нуждается в капитальном ремонте, но не такой ценой, считают активисты.

Акцию завершили в палисаднике Людмилы Васильевны Серегиной около магазина «Дикси» в ЖК «София» — красивом цветнике, созданном местной жительницей на радость людям. Новая дорога заходит и на его территорию, и здесь границу пометили лентой.

В планах активистов — оповестить о реконструкции дороги всех жителей домов по обе стороны Южного шоссе. По их мнению, никакие проекты не должны разрабатываться тайно от горожан, без учета их мнения и пожеланий. И даже если кому-то подобная реконструкция покажется привлекательной, решать, расширять дорогу или нет, должны не только чиновники, но и местные жители.

Источник

Сакральное четырехцветье

Издревле на Алтае коренное население отдавало дань священным местам. И сегодня, некоторые из таких мест легко опознать по скоплению на деревьях привязанных лент светлых тонов. Традиция подвязывания лент из ткани (алт. jалама или кыйра) связана с духовно-религиозными верованиями алтайцев. Привязывание однотонных лент на ветви деревьев с целью оказания почтения духу местности имеет свой сакральный смысл. Однотонные ленты могут быть только четырех определенных цветов. По представлению местного населения белый цвет – это светлые помыслы, благопожелания. Желтый цвет связан с землей. Голубой – вода, небо. Зеленый – природа.

Так откуда же пришел этот обряд привязывания ленточек к деревьям и только ли алтайцы испокон веков сохраняют эту традицию?

Рассматривая обряды и традиции других народов, становится видно, что культы, связанные с лентами есть практически у всех народов. Их можно наблюдать как у ближайших соседей алтайцев — тувинцев, хакасов, казахов, так и в самых отдаленных уголках Центральной России. Завязывание и развязывание узелков на лентах с древности известно многим народам и использовалось в разных целях, в том числе магических и лечебных.

У казахов, к примеру, перед «возвращением» на тот свет ноги покойника завязывали. Развязать или разрезать узел означало решение каких-либо проблем или вопросов; отсюда и выражение «разрубить гордиев узел». Это же начало используется при обряде «тұсау кесер» (казах. «обряд разрезания пут»), когда только начинающему ходить ребенку завязывали ленточкой ноги, и уважаемый в семье человек разрезал ее, освобождая от видимых и невидимых пут и передавая свою энергию малышу. После этого ребенок обычно начинал ходить самостоятельно.

Традиционный хакасский обряд связан с повязыванием цветных чалама (ленточек). Хакассы совершают обряд повязывания чалама «Пай Хазын» у Священной березы в определенные дни (как правило, национальные праздники). При этом они завязывают в узлы все неприятности прошедшего года в черные чалама, и загаданные желания на будущий год в цветные чалама. По традиции костер для сжигания черных «чалама» разводится на северо-западе. На черной ленточке завязываются узелки по числу бед, болезней и несчастий, которые сжигаются в священном очищающем огне. Цвет чалама у хакассов тоже имеет особое значение: белая ленточка символизирует чистоту дел и помыслов, красная — символ солнца, тепла, жизни и достатка, синяя — чистое небо, связь с Космосом, с «верхним миром».

Культовые шаманские обряды тувинцев имеют различные формы и связаны главным образом с анимистическим осмыслением явлений природы. Шаманизм, использовал и включил в себя древние родовые культы, например, культ огня или гор, культ отдельных родовых покровителей, ибо он вырастал на их основе. Суг бажын дагыыры (Обряд освящения родника). Тувинцы, как и алтайцы, относятся к роднику как к священному месту. Истоки рек (сугбажи), источники (аржаан), роднички, вытекающие из-под земли, почитались обычно многими тувинцами в индивидуальном порядке. Освящение родника обычно было связано с камланием по поводу лечения больного, пораженного злым духом. У родника поджигали курильницу на верхушке деревянной жерди, другой конец которой был вбит в землю; на ней закрепляли чаламалар — ленточки цветной ткани. Во время обряда освящения родника приносили символическую жертву — козу, которую в дальнейшем имеет право доить одна хозяйка. На рогах козы завязывали белые и синие ленточки. Мужчинам запрещалось трогать её даже пальцем. Только когда коза умирала естественной смертью, козлят от неё можно было резать на мясо.

Также может быть интересно:  Как собирать мебель спальня

Тувинские шаманы особо выделяют два вида деревьев, служащих предметом культового обряда ыяш дагыыры (обряд освящения дерева). Первый вид — это тел ыяш или двухствольное дерево, растущее из одного корня. Под таким деревом подразумевались лиственница и ель выросшие в одном месте. Такое смешанное дерево из двух разных пород носит тувинское название тел ыяш. По мнению шаманов, ревматизм рук и ног происходит от того, что больной человек когда-то рубил тел ыяш. При лечении этих болезней вокруг него и на всех ветках развешиваются ленточки из разноцветной бумаги и тканей. Это якобы успокаивает разгневанного духа лесов. Второй вид — это хам ыяш дагыыры или «освящение дерева-шамана». Известный исследователь Тувы Г.Е. Грумм-Гржимайло писал: «Хам ыяш дагыыр — моление лесным духам, которое производится под лиственницей с перепутанным, неправильным расположением ветвей, образующих то, что у сибиряков называется «вихоревым гнездом». Однако, главное здесь — обращение шамана к своему дереву. У каждого шамана есть своё дерево, которое он ежегодно посещает и проводит около него торжественное камлание. На четырех сторонах от дерева и возле корня ставятся курильницы, на ветках вешают чаламалар.

На Руси когда-то тоже существовал обряд повязывания ленточек. На Троицу девушки-подруги собирались в роще, и завязывали узелки на ветках березы, чтобы никогда не ссориться. Позже эта традиция видоизменилась и стала уже связана со свадебным обрядом. По одной из версий произошло смешение языческой и буддистской традиций. Ленточки на дереве сегодня завязываются молодоженами для исполнения желаний. Традиционную роль здесь играет дерево, а именно берёза, которая считается, как у и хакасов, Священным деревом во время совершения этого обряда. Еще один обряд, сохранившийся на Руси и связанный с повязыванием лент и сегодня можно встретить в сценариях любой свадебной тамады. Речь идет о повивальном обряде. Молодым повивают (связывают) руки расшитым рушником. Завязывают тремя узлами (сказочное «за тремя печатями»). Повивают молодоженов таким образом в трёх мирах. Верхний мир — мир богов, средний мир — мир людей, нижний мир — мир духов. А после молодых трижды проводят вокруг повивального дерева.

Священные места в Республике Алтай почитаются представителями самых разных религий, унаследовавших традиции от своих предков. Большая часть таких культовых мест имеют огромное научное значение как лучшие образцы культурных ландшафтов. Идея сохранения природы, почитание мест, объектов земли и воды, как священных, присутствуют в духовно-религиозных верованиях и ценностях коренного алтайского народа, русских староверов и алтайских казахов, населяющих Республику Алтай. За прошедшие тысячелетия жизни в горах местное население накопило важные знания о законах горной природы и о том, как обращаться с природными стихиями и энергиями мест, как выживать и правильно жить в горах. Наряду с этим существуют и культурные объекты, являющиеся свидетелями ушедших эпох, подлинными источниками зарождения тех или иных культур и цивилизаций. К таким местам можно отнести знаменитые скифские курганы на плато Укок, петроглифы, курганы и могильные комплексы. Культурологические памятники для алтайцев также являются священными, и любое вмешательство в эту культуру или проявление вандализма, по мнению алтайцев, несут в себе последствия на более высоком ментальном уровне. К группе священных мест и объектов также относятся территории проведения традиционных ритуалов, обрядов, поклонения коренного населения и родовые камни, специально возведенные для проведения церемоний.

Все эти места, как правило, можно опознать по обряду подвязывания лент. Наряду с этим, наблюдаются примеры невежества, вызванного непониманием специфики этого обряда или, возможно, его собственной трактовки. Как на перевалах, так и вдоль трасс, у источников, на ветвях деревьев в сакральных для алтайцев местах можно увидеть футболки, носовые платки, лоскуты одежды и прочие элементы одежды, повязанные взамен культовых лент. «Хозяева» таких приношений не только оскорбляют мировоззрение алтайцев, но и приносят вред природному миру.

Природоцентричное мировосприятие коренного населения сформировало своеобразную экологическую культуру, ряд нравственных ценностей и философскую картину мира. Главное в мировоззрении алтайцев – одухотворенность Алтая, его живая энергия, которая воплощается и в четырехцветных лентах, являющихся для коренных жителей Республики Алтай своеобразными проводниками между духами и людьми.

Источник

Деревология
Adblock
detector